НЦ ОМЗ :: NewsSpace News :: Версия для печати

Запуск европейского корабля "Жюль Верн" откладывается до 2007 г.

Руководство Европейского космического агентства (ЕКА) теперь уже официально объявило о том, что запуск нового европейского грузового космического корабля Automated Transfer Vehicle (ATV) «Жюль Верн» переносится на 2007 год, то есть фактически на год. Объясняется это техническими проблемами. Правда, в заявлении указано, что около 98% оборудования корабля уже собрано и почти готово к полету. Но, по словам менеджера проекта ATV Джона Эллвуда (John Ellwood), запуск не будет проведен до тех пор, пока все 100% систем и оборудования не будут полностью готовы и протестированы. А это невозможно будет сделать раньше конца 2007 г.

Напомним, что ранее сообщалось, что первый «Жюль Верн» полетит к МКС в конце 2006-го или в начале 2007 г. Однако при подготовке «Жюля Верна», который, как было сказано, является самым сложным на сегодняшний день европейским космическим аппаратом, его создатели столкнулись с неизбежными техническими проблемами и задержками.

Сборка и тестирование систем «Жюля Верна» идут с лета 2004 г. в исследовательско-технологическом центре ESTEC в Нордвике (Нидерланды). Уже проведены сотни проверок и функциональных тестов оборудования корабля. Однако работы с самого начала осложнялись тем, что этот проект требует тесной кооперации с NASA, Роскосмосом и несколькими российскими аэрокосмическими компаниями. Так что сроки запуска корабля и так уже были сдвинуты на два года (изначально предполагалось, что первый полет «Жюля Верна» состоится в 2004 г.). Но в этом году во время испытаний некоторого оборудования произошло несколько отказов, и это заставило руководство проекта сдвинуть сроки еще на год.

Например, в апреле во время дополнительного тестирования возникли неполадки с одним из клапанов. Но эта мелкая на первый взгляд проблема повлекла за собой далеко идущие последствия. Отказ клапана произошел из-за усталостного разрушения трехмиллиметрового стержня, но из-за этого пришлось снять и заменить 48 актюаторов клапанов во всех топливопроводах двигательной системы «Жюля Верна». Для этого пришлось разобрать многие узлы почти готового корабля, так что только из-за этой проблемы процесс сборки задержался на 5 месяцев. Аналогичная ситуация возникла и при испытаниях приводного механизма солнечных панелей.

К техническим проблемам еще добавились новые требования и спецификации, выдвинутые партнерами Европейского космического агентства по проекту МКС, а именно NASA и Роскосмосом. Например, Роскосмос недавно уведомил ЕКА о замене установленных на МКС GPS-приемников, которые будут использоваться «Жюлем Верном» во время сближения со станцией. А NASA заявило о том, что «Жюль Верн» должен стыковаться со станцией при любой ее ориентации в пространстве. Из-за этого пришлось частично переписывать программное обеспечение бортового компьютера корабля, а это — более миллиона строк кода.

Напомним, что автоматический транспортный корабль «Жюль Верн» (ATV Jules Verne) имеет стартовую массу 19,7 тонны, а масса груза, который он сможет доставить на МКС, составляет 7,1 тонны. В космос его будет выводить ракета Ariane 5. При полетах на МКС он должен будет стыковаться с российским модулем «Звезда», причем делать он это должен в полностью автоматическом режиме. Первый полет корабля будет испытательным, поэтому его сближение с МКС состоится лишь на 10-13-й день полета после тщательной проверки всех систем в условиях реального полета.

текст: Е. Волынкина

(по материалам ЕКА)

Источник: РОЛ


URL документа: http://www.ntsomz.ru/news/news_cosmos/atv_09_11_05
Copyright © НЦ ОМЗ