main page newsspace newsзонд cassini обнаружил в окрестностях энцелада подозрительные частицы пыли

Зонд Cassini обнаружил в окрестностях Энцелада подозрительные частицы пыли. / April 28, 2005 /

Исследовательский зонд Cassini, который сейчас работает на орбите Сатурна, обнаружил в окрестностях Энцелада (один из спутников Сатурна) пылевые частицы, происхождение которых пока точно не идентифицировано. Возможно, их наличие говорит о существовании вокруг Энцелада пылевого облака, а, может быть, их «родиной» является самое внешнее кольцо Сатурна — кольцо E (кстати, орбита Энцелада располагается именно в этом кольце).

Сейчас ученые занимаются определением характеристик этой пыли с помощью имеющегося на Cassini анализатора космической пыли. Для завершения этих исследований потребуется еще 2-3 пролета зонда мимо Энцелада, и тогда можно будет точно сказать, что является источником этой пыли.

Кстати, в начале миссии зонда Cassini ученые и не предполагали, что Энцелад окажется таким интересным объектом, так что научную программу исследований уже планируют перекраивать. В частности планируется выполнить следующий облет Энцелада (14 июля 2005 г.) на более низкой высоте, чтобы получить более точные данные. Раньше предполагалось, что Cassini пролетит на расстоянии 1000 км от поверхности Энцелада, а теперь предполагается снизить высоту до 175 км.

В этом году Cassini выполнил два облета Энцелада — 17 февраля на высоте 1167 км и 9 марта на высоте 500 км, и в обоих случаях были зафиксированы потоки пылевых частиц. Это очень мелкие частицы, размер самых больших из них не превышает 0,1 мм.

Во время этих облетов в окрестностях Энцелада были обнаружены также ионы воды (это работа имеющегося на Cassini магнетометра). Возможно, эти ионы являются частью очень тонкой атмосферы Энцелада. Вообще-то, Энцелад — это довольно небольшой спутник (его диаметр составляет 500 км), поэтому его гравитационного поля не хватает, чтобы удерживать атмосферу сколько-нибудь продолжительное время. Так что для поддержания атмосферы нужен какой-то постоянный и довольно мощный источник. Все это и предстоит выяснить во время следующих облетов Энцелада.

текст: Е. Волынкина