НЦ ОМЗ :: NewsSpace News :: Версия для печати

Евросоюз хочет лишить Россию статуса космической державы

Объединение европейского и российского космических агентств может стоить нашей стране потери статуса самостоятельной космической державы

Европейское космическое агентство (ESA) рассматривает возможность объединения с Федеральным космическим агентством (ФКА) РФ. Такое заявление сделал в конце прошлого месяца глава ESA Жан-Жак Дорден. По его словам, в ESA уже идет процесс создания рабочей группы, которая должна будет решить некоторые правовые вопросы, связанные с интеграцией. Европейцы заранее пообещали России «специфический статус» в будущем объединении, аргументируя это тем, что Россия, по сути, является «половиной Европы» и возможности ее космической промышленности гораздо выше, чем у всех европейских стран вместе взятых. Официальная российская сторона пока никаких комментариев на эту тему не дает. По мнению же экспертов, несмотря на то, что объединение с Европой может принести финансовую выгоду хронически «недокормленной» космической отрасли России, итогом такой кооперации, скорее всего, станет потеря нашей страной статуса самостоятельной космической державы.

Европейское космическое агентство, как сами называют себя его представители, – это «пропуск Европы в космос». На данный момент участниками ESA являются 15 стран, в их числе Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания, Норвегия и т.д. Не секрет, что долгое время Старый Свет значительно отставал от США в области освоения космоса, однако в последние годы ESA предприняло целый ряд мер, направленных на укрепление своих позиций в этой области. Стимулом, как отмечают эксперты, стала обнародованная американским президентом амбициозная программа освоения космоса. Не желая превращаться во второстепенную космическую державы, Европа разработала свою собственную космическую программу, которая, в частности, предусматривает удвоение финансирования космических разработок (сейчас, по неофициальным оценкам, европейские государства ежегодно тратят на космические проекты в шесть раз меньше чем США, – около 7, 7 млрд долларов). Однако первым и центральным пунктом этой концепции должно стать дальнейшее расширение ESA и углубление международного сотрудничества. «В ESA сегодня входят 15 стран ЕС, теперь нас будет 17 – к нам присоединятся Греция и Люксембург, – сказал RBC daily представитель ESA. – Это достаточно неплохой пример межгосударственного сотрудничества».

Что касается России, то сотрудничество с ESA в области различных проектов продолжается уже около 20 лет. «Сотрудничество осуществляется по всем направлениям – наблюдение, телекоммуникации, научные исследования, – говорит представитель ESA. – За эти 20 лет у нас было много совместных проектов по запуску космонавтов на орбиту. Недавно, в частности, мы сняли с орбиты одного из наших космонавтов не без активной помощи российских специалистов. Я имею в виду международную космическую станцию (МКС), которая связывает воедино ESA, российское агентство, американцев, японцев и канадцев». В качестве еще одного плодотворного примера сотрудничества ESA с Россией эксперты называют проект «Волга», который может открыть новую эру в освоении космоса. «Работа по созданию совместных проектов с ESA ведется уже давно, – сказал RBC daily сотрудник Центра Келдыша. – В частности, наш центр работает в программе «Волга» – по созданию ракетного двигателя многоразового использования, который может открыть новую эру в освоении космоса. Сейчас в проекте принимают участие семь организаций, в том числе три российских. Общая стоимость проекта оценивается примерно в 1 млрд евро – львиную долю оплаты этой стоимости взяло на себя ESA».

Однако сотрудничество и объединение, подчеркивают эксперты, – это совершенно разные понятия. Необходимость кооперации в такой капиталоемкой отрасли, как космические разработки, признают все специалисты. Вопрос лишь в том, что Россия, бывшая некогда самостоятельной космической державой, в результате такого объединения может полностью утратить «бренд государства, которое делает ракеты». Какой именно вариант объединения предлагают европейцы, пока неясно: глава ESA в ходе своего визита в Москву говорил о неком «особом статусе», который якобы получит наша страна в случае вхождения в ESA. Уточнить эту информацию у представителей ESA RBC daily не удалось, более того, официальный представитель ESA сказал RBC daily, что объединение возможно лишь в «отдаленном будущем». Впрочем, европейцы не скрывают своей заинтересованности в «углублении» сотрудничества с нашей страной. «Раз нам уже удалось установить такое тесное сотрудничество, почему бы его не развивать дальше, – говорит представитель ESA. – Особенно это было бы интересно в области запуска космических объектов. Кроме того, русские занимаются такими проектами, которые очень сложно разрабатывать в той же Европе. Это будет очень полезно для нас, тогда нам не придется изобретать велосипед самим, мы сможем воспользоваться уже существующими разработками весьма высокого уровня. Есть еще один важный аспект сотрудничества – проект «Союз-Куру». Это то, что было уже подготовлено и находится в активной стадии».

Перспектива вхождения российской ФКА в Европейское космическое агентство вызвало неоднозначную реакцию у российских экспертов. С одной стороны, следует признать, что тот уровень финансирования, который обеспечивает сейчас государство космосу, не идет ни в какое сравнение с бюджетами той же Европы и США. Ежегодное бюджетное дотирование космических программ в России который год колеблется в районе 8–8,5 млрд рублей (без учета постоянного недофинансирования, которое, к примеру, за 2001–2002 гг. составило почти 40%) – это почти в 30 раз меньше, чем тратит Европа, и в 45 – чем США. «За последнее время финансирование несколько улучшилось, но прибавка чисто косметическая», – заявили RBC daily в одном из космических научных институтов. Результатом такой ситуации, а также, как полагают некоторые специалисты, мягко говоря, неграмотного управления отраслью становится то, что Россия год от года сдает свои позиции в космосе. Так, к примеру, в начале 2004 г. бывший глава Росавиакосмоса Юрий Коптев рассказал о «достижениях» нашей страны за предшествующие 12 месяцев. Строительство МКС,которую Россия рассматривала как главный приоритет, приостановлено из-за катастрофы шаттла «Колумбия», лабораторный модуль в российском сегменте достраиваться не будет из-за отсутствия средств, финансирование планетных программ ведется по остаточному принципу, а научный задел стремительно устаревает.

Понятно, что в такой ситуации мысль об объединении с более богатым соседом лежит на поверхности. Очевидно, что бороться с таким могущественным конкурентом, как американское Национальное аэрокосмическое агентство США (NASA), европейцам с их относительно слабой научной базой просто не под силу. Зато, «подключив» к этому процессу Россию, имеющую богатейший опыт космических исследований и разработок, ESA получает на руки мощный козырь. Однако, опасаются эксперты, за возможность «подключиться к финансовым потокам» состоятельных европейцев Россия заплатит окончательной потерей статуса самостоятельной космической державы. Похожая ситуация сложилась и с попыткой сотрудничества с США. Яркий пример тому – российская станция «Мир», затопление которой многие считают большой ошибкой, сделанной Россией под давлением американских «друзей». Взамен Россия получила 30%-ное участие в МКС, а о ее работе на этой станции знает лишь незначительная часть населения – в представлении большинства населения планеты над МКС развевается исключительно американский флаг. «Мы на протяжении десятилетий создавали орбитальные станции, отрабатывали уникальные технологии, станция «Мир» была подведением этих итогов – на самом деле мы могли там заменить пару служебных модулей и не лезть под каблук американцам, – сказал RBC daily директор компании «Авиакосмические системы» Олег Александров. – Но мы пошли на поводу у американцев, затопили станцию и вошли, казалось бы, на равных условиях в проект МКС. Но американская пропаганда сделала свое дело, и если сейчас спросить у граждан всего мира, кто является хозяином МКС, – 90% населения планеты назовут США, потому что вся пропаганда – американская, и флаги, и скафандры. Если бы у нас остался бы «Мир», то у нас было бы намного больше коммерческих запусков, в том числе и туристических. Теперь же мы вынуждены все время спрашивать у США разрешения».

Вряд ли объединение с Европой будет носить качественно иной характер, полагают эксперты. Это касается и уникальных технологий, которые Россия «по дешевке» в таком случае продаст ESA, и потери собственного бренда. «Объединение европейского и российского космических агентств будет иметь крайне негативные последствия для нашей страны, – считает Олег Александров. – У Европы нет таких технологических наработок, которые были сделаны еще в годы СССР, и получается, что в очередной раз из-за личных интересов отдельных чиновников мы их раздарим. Бренд России как космической державы будет потерян, и средства массовой информации благодаря стараниям ESA превратят участие России в этом проекте просто в ничто». Возможный самостоятельный выход из кризиса российской космической отрасли ее участники видят в «постановке на коммерческую основу» наработанных Россией достижений. «Нам сейчас необходимо пытаться поставить на коммерческую основу все наши технологии и зарабатывать деньги самостоятельно, а не ходить с протянутой рукой, разбазаривая технологии, которые создавались, по сути дела, всем населением бывшего союза», – считает Олег Александров.

Источник: http://www.rbc.ru


URL документа: http://www.ntsomz.ru/news/news_cosmos/evrosouz
Copyright © НЦ ОМЗ