Research Center
for Earth Operative Monitoring

 

RUS | ENG

main page newsspace news"клипер" дышит в затылок шаттлам

"Клипер" дышит в затылок шаттлам. / May 13, 2004 /

В России высокие технологии – это, главным образом, авиация и космос. Четыре года в строжайшей секретности ракетно-космическая корпорация «Энергия» вела работы над проектом многоразового челнока с названием «Клипер», который может заменить американские шаттлы.
Идея неожиданно проста — соединить челнок многоразового использования и самую надежную в мире ракету серии «Союз», только носитель нужен более мощный. «Онега» — новая версия «Союза» — может поднимать в два раза больше груза, около 15 тонн — столько весит «Клипер».
Десятиметровый челнок, установленный на ракету-носитель, будет выводиться на орбиту так же, как российский одноразовый корабль сейчас. «Клипер» универсален, он может летать две недели в космосе, выполняя любое задание, а может совершать рейсы к орбитальной станции, во всяком случае, в ближайшее время — к МКС.
Новый челнок рассчитан на 25 экспедиций в течение 10 лет. В отличие от «Союза», который берет на борт только трех человек и не более 200 килограммов груза, в кабине «Клипера» с комфортом разместятся шестеро, и можно загрузить еще как минимум 700 килограммов.
Отчалив от станции, «Клипер» отбрасывает агрегатный отсек со стыковочным узлом и идет на снижение. Бескрылый корабль, тем не менее, может маневрировать. «Вот он, например, опускается, — объясняет заместитель генерального конструктора РКК „Энергия“ Николай Брюханов. — И если мы ему создаем крен, то у него создается подъемная сила, которая осуществляет поворот и боковой маневр».
«Клипер» может приземляться в любом удобном районе, и посадочная полоса в отличие от шаттлов ему не нужна: двигатели мягкой посадки и парашютная система обеспечивают посадку прямо на грунт.
Безопасен челнок и при запуске. На «Клипере» будет установлена система аварийного спасения. Даже если ракета взорвется на стартовой площадке, специальные двигатели успеют «выдернуть» корабль с людьми из аварийной зоны, и челнок, выбросив парашют, приземлится на безопасном от места аварии расстоянии. Изобретать ничего не надо — эта система уже 30 лет используется на российских кораблях.
Стартовые комплексы для нового корабля тоже строить необязательно — можно использовать пусковые площадки «Союза», лишь доработав их. «Онега» с «Клипером» могут стартовать не только с «Байконура», но и с российского космодрома «Плесецк» и даже с французского «Куру».
«Конечно, я считаю, это должен быть совместный проект, потому что он легче решается и по времени, и по финансированию. В этом проекте должны участвовать несколько стран», — говорит директор Федерального космического агентства Анатолий Перминов.
«Самое главное, — добавляет генеральный конструктор РКК „Энергия“ Юрий Семенов, — что в этом проекте мы используем наработки, которых пока ни одна страна не имеет. С точки зрения участия, какая страна, в какой доле — это вопрос дальнейших переговоров».
Сейчас, когда стало известно о сенсационном российском проекте, многие заявляют о том, что готовы к нему подключиться. В первую очередь об этом заявили представители Европейского космического агентства.
Но пока все работы над «Клипером» ведет только РКК «Энергия», причем за свой счет, и все ресурсы давно исчерпаны. Между тем на проект нужно 10 миллиардов рублей или 300 миллионов евро. На всё — на строительство четырех челноков, ракет-носителей и модернизацию стартовых площадок. По 50 миллионов евро в год в течение шести лет. Впрочем, с участием зарубежных партнеров может получиться и быстрее.

Источник: http://www.vesti.ru

Print version

    the other articles: Russian Cosmonauts To Launch Nanosatellites During EVA, Progress MS In-Flight Testing Completed, Miniature Equipment for Extended Lifetime of National Satellites, Kanopus-V-IK Injected Successfully into Near-Earth Orbit, Kanopus-V-IK Prelaunch Processing,
    all articles

© Official Site of Research Center for Earth Operative Monitoring (NTS OMZ). Where any materials on this site are republished or copied, the source of the material must be identified.

127490, Moscow, Decabristov st., b.51, h.25
Tel.: +7 (495) 925-0419, +7 (495) 229-4389, Fax: +7 (495) 509-1200
E-mail: ntsomz@ntsomz.ru

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Система Orphus