НЦ ОМЗ :: NewsSpace News :: Версия для печати

"Клипер" дышит в затылок шаттлам

В России высокие технологии – это, главным образом, авиация и космос. Четыре года в строжайшей секретности ракетно-космическая корпорация «Энергия» вела работы над проектом многоразового челнока с названием «Клипер», который может заменить американские шаттлы.
Идея неожиданно проста — соединить челнок многоразового использования и самую надежную в мире ракету серии «Союз», только носитель нужен более мощный. «Онега» — новая версия «Союза» — может поднимать в два раза больше груза, около 15 тонн — столько весит «Клипер».
Десятиметровый челнок, установленный на ракету-носитель, будет выводиться на орбиту так же, как российский одноразовый корабль сейчас. «Клипер» универсален, он может летать две недели в космосе, выполняя любое задание, а может совершать рейсы к орбитальной станции, во всяком случае, в ближайшее время — к МКС.
Новый челнок рассчитан на 25 экспедиций в течение 10 лет. В отличие от «Союза», который берет на борт только трех человек и не более 200 килограммов груза, в кабине «Клипера» с комфортом разместятся шестеро, и можно загрузить еще как минимум 700 килограммов.
Отчалив от станции, «Клипер» отбрасывает агрегатный отсек со стыковочным узлом и идет на снижение. Бескрылый корабль, тем не менее, может маневрировать. «Вот он, например, опускается, — объясняет заместитель генерального конструктора РКК „Энергия“ Николай Брюханов. — И если мы ему создаем крен, то у него создается подъемная сила, которая осуществляет поворот и боковой маневр».
«Клипер» может приземляться в любом удобном районе, и посадочная полоса в отличие от шаттлов ему не нужна: двигатели мягкой посадки и парашютная система обеспечивают посадку прямо на грунт.
Безопасен челнок и при запуске. На «Клипере» будет установлена система аварийного спасения. Даже если ракета взорвется на стартовой площадке, специальные двигатели успеют «выдернуть» корабль с людьми из аварийной зоны, и челнок, выбросив парашют, приземлится на безопасном от места аварии расстоянии. Изобретать ничего не надо — эта система уже 30 лет используется на российских кораблях.
Стартовые комплексы для нового корабля тоже строить необязательно — можно использовать пусковые площадки «Союза», лишь доработав их. «Онега» с «Клипером» могут стартовать не только с «Байконура», но и с российского космодрома «Плесецк» и даже с французского «Куру».
«Конечно, я считаю, это должен быть совместный проект, потому что он легче решается и по времени, и по финансированию. В этом проекте должны участвовать несколько стран», — говорит директор Федерального космического агентства Анатолий Перминов.
«Самое главное, — добавляет генеральный конструктор РКК „Энергия“ Юрий Семенов, — что в этом проекте мы используем наработки, которых пока ни одна страна не имеет. С точки зрения участия, какая страна, в какой доле — это вопрос дальнейших переговоров».
Сейчас, когда стало известно о сенсационном российском проекте, многие заявляют о том, что готовы к нему подключиться. В первую очередь об этом заявили представители Европейского космического агентства.
Но пока все работы над «Клипером» ведет только РКК «Энергия», причем за свой счет, и все ресурсы давно исчерпаны. Между тем на проект нужно 10 миллиардов рублей или 300 миллионов евро. На всё — на строительство четырех челноков, ракет-носителей и модернизацию стартовых площадок. По 50 миллионов евро в год в течение шести лет. Впрочем, с участием зарубежных партнеров может получиться и быстрее.

Источник: http://www.vesti.ru


URL документа: http://www.ntsomz.ru/news/news_cosmos/kliper
Copyright © НЦ ОМЗ