НЦ ОМЗ :: NewsSpace News :: Версия для печати

На испытательный "Клипер" поставят катапультируемые кресла от "Бурана"

О проекте будущего корабля многоразового использования «Клипер» РКК «Энергия» объявила в 2004 г. Уменьшенный макет этого аппарата демонстрировался на авиакосмическом салоне в Ле-Бурже, а на предстоящем Международном авиакосмическом салоне МАКС 2005, который пройдет в Жуковском, будет представлен полномасштабный макет «Клипера».

Ситуация с «Клипером» довольно долго была неопределенной, поскольку было ясно, что необходимых для его постройки денег из госбюджета все равно не выделят, а собственных средств у РКК «Энергия», которая закончила 2004 г. с убытками в размере более 235 млн рублей, на это нет. Так что создавалось впечатление, что все это закончится кипой бумаг и парой выставочных макетов. Однако «Роскосмосу» удалось заинтересовать этим проектом Европейское космическое агентство (ЕКА). Правда, конкретные решения по этому вопросу ЕКА примет на очередном совещании министров стран-участниц в декабре 2005 г.

Но, как бы там ни было, «колеса» закрутились и стали появляться технические подробности будущего «Клипера». Были даже сдвинуты заявленные сроки вывода «Клипера» в космос: если раньше директор «Роскосмоса» говорил, что это произойдет после 2012 г., то теперь речь идет о том, что первый беспилотный испытательный полет состоится не позднее 2011 г.

Пока о «Клипере» известно следующее. Это будет шестиместный космический корабль, которые будет выводить на низкую околоземную орбиту груз до 700 кг. Его длина — около 10 м, диаметр — около 3,5 м, стартовая масса — 14,5 т. В качестве ракеты-носителя будет использоваться ракета «Зенит». Многоразовый «Клипер» сможет летать в космос без капремонта 20-25 раз. Некоторые его детали будут одноразовыми, в частности теплозащитный лобовой щит, парашюты и двигатели мягкой посадки. В конструкции «Клипера» планируется использовать теплозащитные материалы, созданные для кораблей «Союз» и «Буран».

Кроме того, в первом испытательном прототипе «Клипера» будут установлены катапультируемые кресла, разработанные для «Бурана». По проекту эта катапультная система могла использоваться, если скорость «Бурана» не превышала трехкратную скорость звука. Для выброса кресла использовался твердотопливный ракетный двигатель, причем кресло с летчиком-испытателем должно было подлетать вверх на высоту до 600 м.

Правда, в финальном коммерческом варианте корабля «Клипер» таких катапультных кресел не будет.

текст: Е. Волынкина

(по материалам SpaceDaily)

Источник: РОЛ


URL документа: http://www.ntsomz.ru/news/news_cosmos/kliper_26_jule_2005
Copyright © НЦ ОМЗ