НЦ ОМЗ :: NewsSpace News :: Версия для печати

Предполетный экзамен

Вчера в Звездном городке завершились трудные двухдневные испытания основного и дублирующего экипажей новой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС).
Это заключительный и очень ответственный рубеж перед стартом. Помню, как в 1973-м в ходе аналогичной комплексной тренировки Лев Воробьев и Валерий Яздовский действовали неслаженно, ссорились и были отстранены от полета всего за несколько дней до запуска (в космос отправились их дублеры — Климук и Лебедев). А совсем недавно из-за „нескоординированной работы партнеров“ (объяснение НАСА) был расформирован очередной экипаж, готовившийся к полету на Международную космическую станцию. Впрочем, вчера и позавчера все экзаменующиеся отлично выдержали испытания.
В первый день в наземном двойнике служебного модуля МКС работали россиянин Салижан Шарипов, астронавт НАСА Лерой Чиао, которые отправятся в космос на полгода, и подполковник Космических войск Юрий Шаргин — он прибудет на станцию с 10-дневной миссией посещения. Им достался экзаменационный билет, в котором значились четыре нештатные ситуации. О том, как проходили эти тренировки, рассказывает первый заместитель начальника Центра подготовки космонавтов, летчик-космонавт, Герой России Валерий КОРЗУН.
 — Члены экипажа действовали четко и слаженно, — говорит Валерий Григорьевич. — Вначале „вышла из строя“ система регенерации кислорода „Электрон“. Но это было для экипажа несложно — „Электрон“ периодически требует ремонта (в ЦУПе говорят, что ремонт уже стал штатной операцией. — В.Б.). Заменили блок. И тут же — новая „вводная“: у одного из членов экипажа „заболел живот“. Оперативно связались с врачом, установили диагноз, достали медицинскую укладку, нашли лекарства…
 — Каков же был диагноз?
 — Я тоже спросил врачей об этом. Но они ответили: „Врачебная тайна“.
Очередным испытанием стал сигнал „Задымление“. Как и положено, командир прежде всего проверил, не было ли срабатывание датчика ложным. Оказалось, что причина тревожного сигнала именно в этом. Кстати, ложное срабатывание датчика происходит довольно часто. Так случалось на „Мире“, с этим приходится сталкиваться и экипажам на МКС. (Свежий факт: три месяца назад на пульте Международной станции загорелся сигнал „smoke“ („дым“). После выдачи команды „Сброс сигнала“ стало ясно: опять ложное срабатывание. — В.Б.).
 — Однако во время вашего полета на „Мире“ пожар ведь был настоящим — загорелась кислородная шашка. Причем пламя сбить удалось не сразу. Потом долго был едкий дым… На здоровье не сказалось?
 — Пока нет, что будет дальше — посмотрим… Но тогда действительно было нелегко. Работали в противогазах. Слизистая дыхательных путей сильно реагировала. Впрочем, с пожаром тогда мы справились. Как раз и помогли наземные тренировки.
Перед завершением понедельничных испытаний появился сигнал разгерметизации. Главным для экипажа было определить, где именно происходит утечка воздуха. Времени, понятно, в обрез. Быстро, но без суеты Шарипов и Чиао обнаружили, что разгерметизация произошла в ПРК (переходной отсек, соединяющий основной объем служебного модуля с пристыкованным грузовым кораблем. — В.Б.). Уверенно задраили люк, на все ушло менее десяти минут.
 — Где держали экзамен экипажи вчера?
 — Основной экипаж перешел из служебного модуля МКС в транспортный корабль „Союз“ (вчера тоже было немало „вводных“: разгерметизация системы наддува двигателей, требующая срочного спуска корабля на Землю; отказ автоматической системы причаливания и другие), а дублеры — Валерий Токарев и Уильям Макартур — наоборот, перебазировались из корабля на станцию…
Комплексные тренировки, по словам Корзуна, показали полную готовность экипажей к полету. Все получили высокие оценки. Старт предварительно намечен на 11 октября, однако может быть перенесен на один или несколько дней.

Источник: http://www.trud.ru


URL документа: http://www.ntsomz.ru/news/news_cosmos/mks_ex2
Copyright © НЦ ОМЗ