Research Center
for Earth Operative Monitoring

 

RUS | ENG

main page newsspace news25 лет полету космического корабля «союз т-3»

25 лет полету космического корабля «Союз Т-3». / November 29, 2005 /

25 лет назад (1980) в СССР осуществлен запуск космического корабля «Союз Т-3», пилотируемого экипажем в составе командира корабля летчика-космонавта СССР Л.Д. Кизима и летчиков-космонавтов СССР Г.М.Стрекалова и О.Г.Макарова (первый полет космических кораблей серии «Союз «Т» в трехместном варианте).

«Союз Т-3»: В полете бригада ремонтников
В соответствии с планом летно-конструкторских испытаний корабля «Союз-Т» второй пилотируемый испытательный полет на «Союзе Т-3» (11Ф732 №8Л) планировался на IV квартал 1980 г. Программа испытаний предусматривала стыковку со станцией «Салют-6».

Для этого полета в октябре 1979 г. были сформированы два экипажа: В.Г.Лазарев — Г.М.Стрекалов; Ю.Ф. Исаулов — Н.Н.Рукавишников. Немногим позже было решено одновременно с испытаниями корабля провести медицинские исследования и эксперименты. С этой целью в декабре 1979 г. в экипажи были включены космонавты-исследователи ИМБП В.В.Поляков и М.Г.Потапов. В этом составе экипажи готовились до конца мая 1980 г.

В связи с тем, что испытания беспилотного корабля «Союз Т» и пилотируемого «Союза Т-2» были полностью успешными, а также из-за возникшей необходимости ремонта системы терморегулирования станции «Салют-6», полет корабля «Союз Т-3» с медицинской программой было решено отложить, а вместо этого послать на станцию экипаж «ремонтников».

С июня 1980 г. для полета на «Союзе Т-3» в качестве основного «ремонтного» экипажа стали готовиться Л.Д. Кизим и О.Г.Макаров, только что отдублировавшие Ю.В.Малышева и В.В.Аксенова, а также К.П.Феоктистов — проектант станции «Салют-6».

Бывший первый экипаж В.Г.Лазарев — Г.М.Стрекалов — В.В.Поляков стал дублирующим. В третий экипаж Ю.Ф. Исаулова вместо Н.Н.Рукавишникова был включен В.В.Лебедев. Этот экипаж начал готовиться в качестве резервного для «ремонтного» полета и основного для 5-й длительной экспедиции на «Салют-6».

Однако на этом «пертурбации» с эки¬пажами корабля «Союз Т-3» не закончились. За два месяца до намеченного старта у К.П.Феоктистова обнаружили язву, и после операции в экипаж он не вернулся. В октябре 1980 г. его заменил Г.М.Стрекалов из дублирующего экипажа, а на место Стрекалова в дублирующий экипаж был поставлен В.П.Савиных, который уже готовился в группе длительных полетов с В.В.Коваленком.

Таким образом, до финиша подготовки экипажи добрались в следующих составах: первый — Кизим-Макаров-Стрекалов; второй — Лазарев-Савиных-Поляков.

27 ноября с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз Т-3», пилотируемый командиром Леонидом Кизимом, бортинженером Олегом Макаровым и космонавтом-исследователем Геннадием Стрекаловым. На следующий день в 18:54 корабль успешно состыковался со станцией «Салют-6». Весь процесс сближения и стыковки происходил в автоматическом режиме, вмешательство экипажа не потребовалось. Комплекс «Салют-6»-«Союз Т-3»-«Прогресс-11» начал работать в пилотируемом режиме. Сразу же экипаж запустил несколько научных экспериментов (установки «Сплав» и «Кристалл», эксперимент с выращиванием растения арабидопсис, эксперименты «Голограмма» и «Амплитуда») и приступил к серьезному обследованию систем и агрегатов станции.

С 4 декабря начались ремонтные работы. Экипаж вскрыл электронный блок в системе телеметрических измерений, заменил несколько элементов, собрал его и испытал. Теперь блок функционировал нормально. 5 декабря О.Г.Макаров и Г.М.Стрекалов отремонтировали систему управления бортовым комплексом станции, заменив неисправный блок коммутации электропитания. В этот же день подключили новый комплект оборудования программно-временного устройства.

6 декабря экипаж заменил преобразователь электропитания компрессоров системы дозаправки объединенной двигательной установки станции и приступил к основной задаче — ремонту системы терморегулирования. Эта система включает в себя огромное количество трубопроводов, вентиляторов, радиаторов, насосов. Сердце системы — блок гидронасосов — превысил свой ресурс более чем вдвое. Еще Валерий Рюмин и Леонид Попов обнаружили ненормальные шумы при его работе. В любой момент блок мог отказать — и тогда станция могла бы замерзнуть или перегреться… Было принято решение «врезать» в контур терморегулирования новый гидроблок с четырьмя насосами. Экипаж «Маяков» тщательно отработал технологию ремонта на Земле. Еще 1 декабря космонавты вскрыли облицовочную панель в районе старого гидроблока. Макаров обычной ножовкой отпилил часть металлической рамы, чтобы получить доступ к трубопроводу. Опилки пришлось собирать бортовым пылесосом. Затем, 6 декабря под руководством Кизима, читавшего вслух инструкцию, Макаров укрыл трубопровод в нужном месте прозрачным полиэтиленовым покрывалом с молнией и нарукавниками, чтобы антифриз не попал в атмосферу станции, засунул туда руки и, действуя гаечным ключом 36x32, разъединил трубопровод. Стрекалов ему помогал, подавая нужные инструменты. После этого Макаров присоединил к трубам гибкие шланги нового гидроблока. Вылившийся антифриз был собран салфетками.

Таким образом, впервые в условиях невесомости была произведена разгерметизация гидросистемы и без слива рабочего тела в контур врезан новый агрегат. Проверка системы терморегулирования, проведенная 7 декабря, показала ее нормальное функционирование. 8 декабря все ремонтные работы на борту «Салюта» были завершены и экипаж приступил к консервации станции. Во второй половине дня с помощью двигателей «Прогресса-11» космонавты подняли орбиту станции. 9 декабря они завершили работы с «грузовиком» и в 13:23 провели его отстыковку от комплекса.

10 декабря «Маяки» успешно возвратились на Землю. Их полет завершил испытания нового транспортного корабля «Союз Т» и продлил ресурс станции «Салют-6», что позволило провести еще одну длительную экспедицию.

Справочный материал
КИЗИМ Леонид Денисович
Кизим Леонид Денисович. Начальник Военной инженерно-космической академии имени А.Ф.Можайского. Летчик-космонавт СССР. Родился 5 августа 1941 года в Красном Лимане Донецкой области. Окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков (1963), Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина, Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР (1989). С 1963 года служил в ВВС, с 1965 года — в отряде космонавтов. Совершил космические полеты в ноябре -декабре 1980 года (корабль «Союз Т-3» и орбитальная станция «Салют-6»), феврале — октябре 1984 года (корабли «Союз Т-10, Т-11», орбитальная станция «Салют-7»), марте -июле 1986 года (корабль «Союз Т-15», орбитальная станция «Салют-7», орбитальный комплекс «Мир»). С 1992 года — заместитель командующего Военно-космическими силами Министерства обороны РФ. Председатель Северо-Западного регионального отделения Федерации космонавтики России. Кандидат военных наук. Академик Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы. Генерал-полковник. Дважды Герой Советского Союза (1980, 1984). Награжден орденами Ленина (трижды). Дружбы. Женат, имеет дочь и сына.

Космонавт России. Родился 6 января 1933 года в селе Удомля Удомельского района Калининской (ныне — Тверской) области в семье военнослужащего. В 1951 году поступил, а в 1957 году окончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э.Баумана. По распределению был направлен на работу в ОКБ-1 (КБ Королева). Участвовал в разработке пилотируемых космических кораблей. В 1966 году был зачислен в отряд советских космонавтов (1966 Группа гражданских специалистов № 5). Прошел полный курс общекосмической подготовки и подготовки к полетам на кораблях типа «Союз». Проходил подготовку в составе одного из экипажей к полету на Луну. После закрытия лунной программы, продолжил подготовку к полетам на кораблях типа «Союз». Свой первый полет в космос совершил с 27 по 29 сентября 1973 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз-12» (совместно с Василием Григорьевичем ЛАЗАРЕВЫМ). Продолжительность пребывания в космосе составила 1 день 23 часа 15 минут 32 секунды. В дальнейшем продолжил подготовку к новым полетам на борту космических кораблей типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют» (ДОС). Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля «Союз-17» (совместно с Василием Григорьевичем ЛАЗАРЕВЫМ) при старте 11 января 1975 года. Второй раз стартовал в космос 5 апреля 1975 года вместе с Василием Григорьевичем ЛАЗАРЕВЫМ в качестве бортинженера космического корабля «Союз- 18/1». На участке выведения произошла авария третьей ступени ракеты-носителя. Спускаемый аппарат корабля был отделен и совершил суборбитальный космический полет. Посадка произошла в труднодоступных районах Алтая и благодаря лишь счастливой случайности не произошло трагедии. Продолжительность полета составила 21 минуту 27 секунд. Свой третий полет в космос начал 10 января 1978 года вместе с Владимиром Александровичем ДЖАНИБЕКОВЫМ в качестве бортинженера космического корабля «Союз-27». В течение 4 суток работал на борту орбитального комплекса «Салю-6» — «Союз-26» (экипаж Юрий Викторович РОМАНЕНКО и Георгий Михайлович ГРЕЧКО) – «Союз-27». Впервые в мире на борту орбитальной станции одновременно работали экипажи двух космических кораблей. Возвратился на Землю 16 января 1978 года на борту космического корабля «Союз-26». Продолжительность пребывания в космосе составила 5 дней 22 часа 58 минут 58 секунд. Проходил подготовку к полетам на космических кораблях типа «Союз Т». Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля «Союз Т-2» (совместно с Леонидом Денисовичем КИЗИМОМ) при старте 5 июня 1980 года. Четвертый полет в космос совершил с 27 ноября по 10 декабря 1980 года вместе с Леонидом Денисовичем КИЗИМОМ и Геннадием Михайловичем СТРЕКАЛОВЫМ в качестве бортинженера космического корабля «Союз Т-3». В ходе полета были проведены ремонтно-восстановительные работы на борту орбитальной станции «Салют-6». Продолжительность пребывания в космосе составила 12 дней 19 часов 7 минут 42 секунды. За 4 рейса в космос налетал 20 дней 17 часов 43 минуты 39 секунд. Находился в отряде космонавтов до 1987 года, продолжая работу в НПО «Энергия» (ныне — РКК «Энергия»). Являлся председателем Международной ассоциации участников космических полетов (АУКП).

Кандидат технических наук (1980 г.).
Дважды Герой Советского Союза (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1973 года и 16 марта 1978 года). Награждён 4 орденами Ленина, медалями. Награжден эфиопским орденом «Голубой Нил». Почетный гражданин городов Якутск (Россия), Ровно (Украина), Джезказган (Казахстан).

МАКАРОВ Олег Григорьевич
Космонавт отряда РКК «Энергия», 65-й космонавт мира, 27-й космонавт СССР (России).
Макаров Олег Григорьевич — бортинженер космических кораблей: «Союз-12», «Союз-18-1», «Союз-27» и орбитального научно-исследовательского комплекса «Салют-6»-«Союз-26»-«Союз-27», «Союз Т-3» и орбитального научно-исследовательского комплекса «Салют-6»-«Союз Т-3»-«Прогресс-11», летчик-космонавт СССР.

Родился 6 января 1933 года в селе Удомля (ныне город Тверской области) в семье военнослужащего. Русский. Член КПСС с 1961 года. В 1957 году окончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана, работал в легендарном «Конструкторском бюро Королёва» — ОКБ-1, участвуя в разработке первых пилотируемых космических кораблей.

С 1966 года — в Отряде космонавтов, где прошёл полный курс общекосмической подготовки, подготовки к полётам на космических кораблях типа «Союз», а также для полёта на Луну.

Совершил четыре космических полёта, один из которых — суборбитальный (т.е. полёт КК по баллистической траектории без выхода на орбиту искусственного спутника Земли).

Первый — 27-29 сентября 1973 года в качестве бортинженера на космическом корабле (КК) «Союз-12» (командир КК — Лазарев Василий Григорьевич). Во время полёта была выполнена программа научно-технических исследований и испытаний систем корабля и скафандров, как элементов системы индивидуальных средств защиты космонавтов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1973 года «за успешное выполнение заданий и проявленные при этом мужество и героизм» Макарову Олегу Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10738).

5 апреля 1975 года лётчики-космонавты СССР полковник В.Г. Лазарев (командир) и О.Г. Макаров (бортинженер) стартовали на КК «Союз-18/1», но на участке выведения на орбиту произошла авария 3-й ступени ракеты-носителя. Отделившийся спускаемый аппарат совершил суборбитальный полёт, приземлившись в труднодоступном районе Алтая…

Третий полёт совершил 10-16 января 1978 года на КК «Союз-27» (командир — Джанибеков Владимир Александрович) и орбитальном научно-исследовательском комплексе «Салют-6»-«Союз-26»-«Союз-27», в ходе которого впервые в мировой практике на борту орбитальной станции одновременно работали экипажи двух космических кораблей. Полностью выполнив программу полёта, космонавты Джанибеков В.А. и Макаров О.Г. возвратились на Землю на КК «Союз-26».

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1978 года Олег Григорьевич Макаров награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Четвёртый полёт совершил 27 ноября — 10 декабря 1980 года на корабле «Союз Т-3» (командир КК — Кизим Леонид Денисович, космонавт-исследователь — Стрекалов Геннадий Михайлович) и орбитальном научно-исследовательском комплексе «Салют-6»-«Союз Т-3»-«Прогресс-11». Это был первый полёт КК серии «Союз Т» в трёхместном варианте.

После завершения полётов в космос, оставаясь в Отряде космонавтов до 1987 года, О.Г. Макаров продолжил работу в конструкторском бюро, участвовал в программах орбитальных комплексов «Мир», «Энергия-Буран», внёс весомый вклад в проектирование и развитие наземных комплексов управления. В 1980 году он защитил диссертацию, получил звание профессора. Занимался преподавательской деятельностью, передавая новому поколению инженерных и научных кадров приобретённый опыт проектирования и испытаний космической техники. Являлся председателем Советского комитета Международной ассоциации участников космических полётов. Творческий подход к делу, инициатива, высокая личная ответственность, неординарное мышление, чуткость и внимательность к людям снискали О.Г. Макарову заслуженный авторитет и уважение.

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Макарова О.Г. установлен на его родине — в городе Удомля. Почётный гражданин городов: Джезказган (Казахстан), Ровно (Украина), Якутска (Россия).

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: член Советского комитета защиты мира. Фев. 1981 г. — делегат XXVI съезда КПСС.

ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ: дважды Герой Советского Союза (1973 г., 1978 г.). Летчик-космонавт СССР (1973 г.).

КЛАССНОСТЬ: 29 нояб. 1973 г. — космонавт 3-го класса. 2 янв. 1976 г. — космонавт 2-го класса. 28 апр. 1979 г. — космонавт 1-го класса.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ: две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (2 окт. 1973 г., 16 мар. 1978 г.), четыре ордена Ленина, медали и эфиопский орден «Голубой Нил».

НАГРАДЫ НАУЧНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: медаль Ю.А.Гагарина ФК СССР (10 апр. 1978 г.), медаль D`Honneur и диплом «За большой вклад прогресс…» (Франция, 8 июн. 1978 г.).

ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДОВ: Джезказган, Ровно, Якутск.
СЕМЬЯ:
Отец — Макаров Григорий Васильевич, 1907-1984, кадровый военный, полковник.
Мать — Макарова (Зверева) Ольга Степановна, 1909-1986, домохозяйка.
Сестра — Бундзен (Макарова) Нинель Григорьевна, 1937 г.р., врач.
Жена — Макарова (Солдатова) Валентина Ивановна, 1939 г.р., старший инженер в/ч 67110, на пенсии.
Сын — Макаров Леонид Олегович, 1961 г.р., бывший военнослужащий, предприниматель.
Сын — Макаров Константин Олегович, 1974 г.р., социолог.
ДАТА И МЕСТО СМЕРТИ: 28 мая 2003 г.; г. Москва.
ПРИЧИНА СМЕРТИ: Инфаркт.
МЕСТО ЗАХОРОНЕНИЯ: г. Москва, Останкинское кладбище
СТРЕКАЛОВ Геннадий Михайлович
Стрекалов Геннадий Михайлович — космонавт-исследователь космического корабля

(КК) «Союз Т-3» и орбитальной станции (ОС) «Салют-6»; бортинженер КК «Союзе Т-11» и орбитального научно-исследовательского комплекса ОС «Салют-7» — КК «Союз Т-10», летчик-космонавт СССР № 49, совершивший 5 космических полётов.

Родился 28 октября 1940 года в городе Мытищи Московской области в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1972 года. Окончив в 1957 году 10 классов, поступил на работу в научно-производственное объединение «Энергия» учеником медника. Через три месяца ему был присвоен 4-й разряд. Принимал участие в работах по изготовлению Первого искусственного спутника Земли. В 1965 году окончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана.

С марта 1973 года Г.М. Стрекалов в отряде космонавтов. В том же году он освоил пилотирование самолёта Л-29 и совершил 7 прыжков с парашютом.

1-й космический полёт совершил с 27 ноября по 10 декабря 1980 года совместно с Кизимом Л.Д. и Макаровым О.Г. в качестве космонавта-исследователя на КК «Союз Т-3». В полёте проводились испытания бортовых систем и элементов конструкции усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-3» в различных режимах автономного полёта и в составе орбитального комплекса «Салют-6»- «Прогресс-11».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1980 года за осуществление этого полета и проявленные мужество и героизм Стрекалову Геннадию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11449).

2-й космический полёт совершил с 20 по 22 апреля 1983 года в качестве бортинженера КК «Союз Т-8» совместно с командиром корабля Титовым В.Г. и космонавтом-исследователем Серебровым А.А. Программа полёта предусматривала выполнение исследований и экспериментов на борту пилотируемого орбитального комплекса «Салют-7» — «Космос-1114» — «Союз Т-8», но из-за отклонения от предусмотренных режимов сближения Центр управления полётом принял решение стыковку КК «Союз Т-8» с орбитальным космическим комплексом отменить.

С июля по сентябрь 1983 года Г.М. Стрекалов совместно с В.Г. Титовым прошёл курс подготовки по программе основного экипажа космической экспедиции на ОС «Салют-7». Но космическому полёту не суждено было осуществиться, так как 26 сентября 1983 года, за несколько секунд до старта загорелась ракета-носитель. Космонавты успели катапультироваться по команде из бункера управления, и были эвакуированы с помощью системы аварийного спасения. После периода реадаптации и отдыха Г.М. Стрекалов вернулся на работу в НПО «Энергия».

3-й космический полёт он совершил с 3 по 11 апреля 1984 года в качестве бортинженера международного экипажа совместно с командиром экипажа Малышевым Ю.В. и космонавтом-исследователем гражданином Республики Индии Ракешем Шармой на КК «Союз Т-11» и орбитальном научно-исследовательском комплексе ОС «Салют-7» — КК «Союз Т-10».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 апреля 1984 года за успешное выполнение советско-индийского полёта и проявленные мужество и героизм Стрекалов Геннадий Михайлович награждён второй медалью «Золотая Звезда».

4-й космический полёт Г.М. Стрекалов совершил с 1 августа по 10 декабря 1990 года в качестве бортинженера КК «Союз ТМ-10» и орбитального комплекса «Мир» совместно с Г.М. Манаковым. В ходе этого полета, 30 октября 1990 года Г.М. Стрекалов осуществил выход в открытый космос продолжительностью 2 часа 45 минут для уточнения объёма необходимых работ по ремонту выходного люка модуля «Квант-2».

5-й космический полёт с 14 марта по 7 июля 1995 года — в качестве бортинженера на орбитальном комплексе «Союз ТМ-21» — «Мир» — «Атлантис» вместе с командиром экипажа В.Н. Дежуровым и космонавтом-исследователем гражданином США Норманом Тагартом. В ходе полёта, за период с 12 мая по 1 июня Г.М. Стрекалов совершил пять выходов в открытый космос.

Инструктор-испытатель, космонавт 1-го класса отряда космонавтов ГКБ РКК «Энергия», заслуженный мастер спорта СССР, кандидат технических наук Г.М. Стрекалов, помимо научной, вел и активную общественную деятельность, являясь с 1991 года Председателем Российского Комитета защиты мира.

Умер 25 декабря 2004 года. Похоронен на Останкинском кладбище Москвы.
Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями, индийским орденом «Ашота Чакра» 1-й степени.

Источник: http://www.federalspace.ru

Print version

    the other articles: Russian Cosmonauts To Launch Nanosatellites During EVA, Progress MS In-Flight Testing Completed, Miniature Equipment for Extended Lifetime of National Satellites, Kanopus-V-IK Injected Successfully into Near-Earth Orbit, Kanopus-V-IK Prelaunch Processing,
    all articles

© Official Site of Research Center for Earth Operative Monitoring (NTS OMZ). Where any materials on this site are republished or copied, the source of the material must be identified.

127490, Moscow, Decabristov st., b.51, h.25
Tel.: +7 (495) 925-0419, +7 (495) 229-4389, Fax: +7 (495) 509-1200
E-mail: ntsomz@ntsomz.ru

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Система Orphus