НЦ ОМЗ :: NewsSpace News :: Версия для печати

«Союзы» полетят стаями

Россия собирается увеличить количество полетов на Международную космическую станцию. Пока, зарабатывая деньги на иностранных астронавтах, Роскосмос жертвует собственными профессионалами.

Восстановить свой отряд космонавтов агентство надеется, построив дополнительные «Союзы».

Федеральное космическое агентство России расширяет строительство пилотируемых космических кораблей «Союз». Последний год ясно показал: спрос на российские корабли после катастрофы шаттла Columbia растет, а ответить на него Россия может только за счет сокращения полетов собственных космонавтов. «Мы рубим сук, на котором сидим», – признал проблемы российского отряда начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов. Фактически сейчас агентство запускает на орбиту только по одному космонавту в полгода. Корабль «Союз» рассчитан на три места, но одно из них до сих пор отдавалось астронавту NASA (на этот счет у России и США существовали взаимные обязательства), а второе Роскосмос всегда стремился продать, обеспечив внебюджетный источник дохода для поддержания проекта МКС.

В результате отряд российских космонавтов сократился до минимума (38 человек). Причем больше всех пострадали еще неопытные члены отряда – их шанс поработать на орбите практически сошел на нет.

Как пояснил Краснов, если на «Союзе» есть только одно место для российского космонавта, им, понятно, становится член основной экспедиции на МКС. А это обычно командир или бортинженер, который уже имеет опыт космических полетов. С краткосрочной экспедицией посещения на станцию россияне в последнее время почти не летают. Исключением стал полет Юрия Шаргина осенью 2004 года, но на самом деле офицеру просто повезло: как уже рассказывала «Газета.Ru», у Роскосмоса возникли трудности с двумя кандидатами-туристами (Грегори Олсеном и Сергеем Полонским), и выбор пал на единственного космонавта от Космических войск.

Когда следующий раз в «Союзе» освободится третье кресло, сказать сложно.

К 2006 году Россия выполнит свои обязательства перед США по доставке астронавтов на МКС, но можно с уверенностью говорить, что они будут летать на «Союзах» и дальше, только уже за деньги. Как раз сейчас, по словам Краснова, между Роскосмосом и NASA начались переговоры по схеме финансирования полетов американских астронавтов на станцию на российских кораблях. «В Москву прибыли представители американской стороны под руководством начальника пилотируемых программ МКС Центра Джонсона Майкла Саффредини, – заметил заместитель главы Роскосмоса. – И мы уже начали обсуждение вопросов по станции».

Кроме того, о своих намерениях купить третье кресло на будущих «Союзах» заявили уже несколько стран-кандидатов. Прежде всего, Россия еще должна выполнить договоренности с Европейским космическим агентством по долгосрочному полету немца Томаса Райтера. Он, скорее всего, отправится на МКС на ближайшем шаттле, а вернется либо на шаттле, либо на «Союзе». По словам Краснова, в ближайшее время Роскосмос надеется сообщить о договоренности по поводу полета бразильского космонавта Маркуса Понтеса. Он долгое время готовился к полету на шаттле – эта экспедиция должна была состояться в 2004 году, но из-за катастрофы шаттла Columbia Понтес остался на Земле, а Бразильское космическое агентство вышло с просьбой о полете своего астронавта на Роскосмос. По предварительной договоренности, бразилец отправится с экспедицией посещения на МКС весной 2006 года.

Желание отправить своих космонавтов в космос на российских «Союзах» высказали недавно Южная Корея (в перспективе на весну 2007 года), Малайзия (осень 2007 года) и Чили (после 2006 года). Несколько потенциальных кандидатов на коммерческий туристический полет может предложить Роскосмосу компания Space Adventures. Правда, Краснов отметил, что потенциальные пассажиры «Союза» пока не торопятся «занимать очередь в кассу». «Намерение отправиться в космос есть у очень многих, но немногие способны довести их до финиша – до космодрома, – отметил он. – Это и финансовые вопросы, и проблемы медицинского характера… Как говорят медики, нет здоровых людей, есть недообследованные…» Тем не менее в агентстве понимают, что «не готовят восполнения в собственном отряде космонавтов», сказал Краснов.

Решить проблему полетов российских специалистов Роскосмос собирается, только расширив присутствие на Международной космической станции.
По словам Краснова, перед агентством стоит четкая задача: добиться к 2009 году увеличения постоянного экипажа станции до шести человек (три из них – на российском сегменте). Чтобы добиться этого, Роскосмос планирует «расширять ресурсы по доставке экипажей и грузов», а именно, строить дополнительные «Союзы» и «Прогрессы». «По самым оптимистичным планам, мы хотим выйти на три «Союза» в год вместо нынешних двух уже к концу 2007 года, – пояснил представитель агентства. – Правда, для этого финансирование строительства кораблей должно начаться уже в конце 2005 года». Появятся ли у агентства деньги на дополнительный корабль, зависит от российского правительства и американских партнеров.

Источник: http://www.gazeta.ru


URL документа: http://www.ntsomz.ru/news/news_cosmos/soyuz_6_10_05
Copyright © НЦ ОМЗ