НЦ ОМЗ :: NewsSpace News :: Версия для печати

Два "Союза" на размышление

Так и не дождавшись от американского НАСА вразумительного ответа о стратегических планах относительно Международной космической станции, руководители российского Федерального космического агентства, похоже, решили предложить партнерам по проекту с 2005 года перевести отношения в сугубо коммерческую плоскость.
Вчера руководитель ФКА Николай Моисеев заявил, что уже в следующем году наша страна готова будет объявить выполненными все свои обязательства перед участниками проекта создания крупнейшего орбитального научно-исследовательского комплекса. После того как к станции стартует 11-й пилотируемый корабль «Союз» (последний из всех предусмотренных договоренностями), Россия откажется от роли космического извозчика и активно приступит к расширению своего сегмента МКС. По словам г-на Моисеева, ФКА с готовностью будет предоставлять услуги и ресурсы своих модулей партнерам, но исключительно «на компенсационной основе».
Эту же позицию глава ФКА озвучил и на завершившейся на прошлой неделе в Голландии встрече руководителей задействованных в проекте МКС космических агентств, где стороны в очередной раз пытались договориться о конкретных планах и сроках дальнейшего развития станции. В итоговых пресс-релизах космического саммита дипломатично сообщается, что партнеры намерены к 2009 году увеличить экипаж МКС до шести человек, однако подчеркивается, что важные аспекты соглашения требуют дополнительной доработки. Попросту говоря, так и осталось неясным, каким образом и за чей счет будет достраиваться станция.
Напомним, что разговоры о необходимости скорректировать сроки и переоценить вклады партнеров начались после того, как администрация Буша, обнаружив многомиллиардный перерасход бюджетных средств на проект МКС, потребовала от НАСА затянуть пояса. Еще более ситуацию усугубила катастрофа многоразового корабля «Колумбия» в начале прошлого года, после чего все шаттлы встали на прикол. По оценкам специалистов НАСА для окончательной достройки станции к 2010 году требуется не менее 25--30 полетов космических «челноков», однако сегодня американцы весьма неуверенно говорят даже о том, что следующий старт шаттла состоится весной 2005-го. Россия, на которую в таких условиях легла основная ответственность по доставке экипажей и грузов на МКС, неоднократно предлагала партнерам компенсировать отечественным компаниям затраты на строительство и запуск сверхплановых кораблей. Более того, осознавая, что альтернативы «Союзу», в том числе и как средству спасения экипажа станции в случае чрезвычайных ситуаций, пока нет (американцы временно заморозили проект спасательного корабля), ФКА предложило использовать российские корабли и после увеличения экипажа станции до шести космонавтов и астронавтов. Естественно, предполагалось, что эти услуги партнерами будут адекватно оценены в условных единицах. Руководители НАСА не смогли поддержать это предложение, ссылаясь на принятый конгрессом в 2000 году закон о нераспространении ракетно-ядерных технологий. Этот документ, родившийся из подозрений в том, что российские компании поставляли Ирану ракетные технологии, запрещает прямые закупки российской космической техники и услуг.
Поскольку «старшие» партнеры по МКС не демонстрируют склонности к компромиссу в этом вопросе, в ближайшее время им предстоит, по выражению Николая Моисеева, «уточнить баланс своих вкладов и обязательств по проекту». Следующая встреча глав космических агентств, на которой должно быть окончательно подписано новое соглашение по строительству орбитального комплекса, запланирована на начало следующего года.
Источник: http://novosti.online.ru


URL документа: http://www.ntsomz.ru/news/news_cosmos/time_limit
Copyright © НЦ ОМЗ