НЦ ОМЗ :: NewsOhter News :: Версия для печати

12 января - 100 лет со дня рождения Сергея Павловича Королева, который открыл эру освоения человечеством Космоса

Сергей Павлович Королев принадлежит не только российской, но и мировой истории. Благодаря этому человеку наша Родина является великой космической державой. Сергей Павлович Королев и его соратники заложили стратегические основы нынешней российской космонавтики. Выдающийся организатор и конструктор, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик С.П.Королев открыл эпоху освоения людьми Космоса: запуск первого искусственного спутника Земли,полет в космос русского космонавта Юрия Гагарина, достижение Луны и Венеры, мощные баллистические ракеты стали главными историческими событиями 20 века.

Сергей Павлович родился 30 декабря 1906 года (12 января 1907 года — по новому стилю) в г. Житомире в семье преподавателя русского языка и словесности Павла Яковлевича Королева и Марии Николаевны Королевой. Ему было около трех лет, когда умер его отец. В 1917 году Королев с матерью и отчимом инженером-электромехаником Григорием Михайловичем Баланиным переехал в Одессу. Однажды Григорий Михайлович сказал, что в порту разместился военный гидроотряд для охраны морских границ гидросамолетами. Это очень заинтересовало Королева, который стал часами наблюдать за поднимающимися с морской глади ввысь самолетами. Вскоре его взяли помощником в этот отряд, и он основательно изучил составляющие мотора, а позже летчики стали брать его и в полеты. В Одессе в начале 20-х годов было создано отделение Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, в которое, конечно, вступил и Сергей Павлович. ОАВУК широко пропагандировало идеи создания авиации, и 16–летний Королев читал лекции о важности постройки воздушного флота на курсах «Рабочего юношества». Учась в школе нового типа – Стройпрофшколе — он продолжал полеты, читал лекции и все свободные часы проводил за чертежами и набросками планера. Его первая работа — проект планера К-5 — был готов в 1924 году и представлен в комиссию ОАВУКА. Проект 17-летнего автора был принят.

После получения среднего образования, для него не стоял вопрос выбора жизненного пути, проблема была только в выборе ВУЗа. Сергей Павлович поступил в Киевский политехнический институт на механический факультет авиационного отделения. В конце 1925 г. семья Сергея Петровича переехала в Москву и он перевелся в МВТУ (ныне МГТУ им. Баумана). В мае 1927 года на завод № 22 — так 80 лет назад назывался Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева, на должность конструктора пришел студент МВТУ Королев. Разве кто-нибудь предполагал тогда, что по цехам завода ходит будущий Генеральный конструктор ракетной и космической техники…

В 1929 г. Сергей Петрович перешел в новое конструкторское бюро — в Москву приехал французский инженер Поль Ришар с группой конструкторов для проектирования большого гидросамолета. Но все свободное свое время он отдавал разработке собственных конструкций планеров. Почти ежегодно Сергей Павлович приезжал на слеты планеристов в Коктебель. Первый свой планер «Коктебель» он привез на слет в 1929 г. Через год он представил на слете планер «СК-3» («Красная звезда»), на котором летчик В.А. Степанченко впервые в мире сделал три петли Нестерова. Это было необычайным событием, потому что никто до этого не отваживался на высший пилотаж на хрупких конструкциях. Но планеры Королева очень отличались от остальных. Они были необычайно прочны. И когда он пригнал планер «СК-9» на очередной планерный слет на буксире, многие недоумевали, зачем нужна такая прочность? Но молодым инженерам было невдомек, что Королев смотрел далеко вперед: впоследствии на этот планер был установлен жидкостный реактивный двигатель.

Летят годы, события идут вслед за событиями. Пришло время дипломного проекта, который, кстати, он выполнял под руководством выдающегося инженера и авиационного конструктора Андрея Николаевича Туполева. И в 1930 году Сергей Павлович получил в МВТУ диплом аэромеханика. К этому времени он успел окончить летную школу и получил звание летчика-парителя. Как известно, научно-технический прогресс не стоит на месте. Научные идеи сменяются новыми и современными, а техника становится все более и более прогрессивной. Постепенно четкой стала и идея космического полета, которую обосновывали многие ученые, доказывая, что с помощью ракетной техники можно достичь космических скоростей и преодолеть силу земного тяготения. Известный отечественный ученый Ф.А. Цандер еще в 1921 году разработал проект межпланетного корабля-аэроплана, а в 1924 году опубликовал в журнале «Техника и жизнь» статью «Перелеты на другие планеты», в которой изложил свои основные идеи о конструктивных особенностях межпланетных аппаратов. Позднее им были проведены теоретические исследования устройства космических ракет и двигателей, а также возможности сжигания некоторых металлов и их сплавов в кислороде и фторе. Так, идею создания надежных планеров для Королева затмила проблема крылатых реактивных аппаратов, когда между ним и Ф.А. Цандером состоялось соглашение о работе по созданию ракетоплана в 1931 году. Королев сделал очень многое, чтобы добиться организации работ по ракетной технике, и в сентябре этого же года был решен вопрос о создании ракетной организации ГИРД (Группы изучения реактивного движения) при ЦС Осавиахима. В ГИРД пришли самые талантливые работники авиационной и других областей промышленности, ставшие руководителями конструкторских бригад: Ф.А.Цандер, Ю.А.Победоносцев, М.К.Тихонравов, С.П.Королев, старшие инженеры А.И.Полярный, Е.С.Щетинков, Ф.Л.Якайтис и другие. Это были друзья и единомышленники Сергея Павловича, которые вместе с ним прокладывали трудный путь для развития ракетостроения. Четыре конструкторских бригады стали единой производственной и научной силой, приложившей максимум энтузиазма, опыта и неисчерпаемой человеческой энергии для достижения заветной цели — создание советских жидкостных ракет.

Первой бригадой по разработке двигателей руководил Ф.А.Цандер, второй, по производству изделий на основе двигателей руководил М.К.Тихонравов, третьей, по разработке воздушных реактивных двигателей, Ю.А.Победоносцев, а четвертой — конструкции воздушных летательных аппаратов — С.П. Королев. Первая советская ракета, созданная в ГИРДе стартовала 17 августа 1933 г. Впоследствии ГИРД была объединена с ленинградской Газодинамической лабораторией (ГЛД), на их базе был создан первый ракетный институт в СССР — РНИИ. Сергей Павлович одновременно работал в ГИРДе и в РНИИ по ракетным летательным аппаратам дальнего действия с крыльями. Несколько типов этих экспериментальных ракет (№ 216, 217 и др.) были испытаны в полете. В 1936 году С. П. Королёву удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную — 217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную — 212 с жидкостным ракетным двигателем. В это же время появился одноместный ракетопланер РП-318-1, созданный на базе двухместного вышеупомянутого планера СК-9 с полетным весом 700 кг. Но полет на нем был совершен только 28 февраля 1940 году под управлением летчика Федорова с работающим ЖРД продолжительностью 110 с. Это был первый пилотируемый полет летательного аппарата с жидкостным ракетным двигателем в СССР. Однако этому полету предшествовали печальные события.

В 1938 году по ложным обвинениям во вредительстве были арестованы руководители и сотрудники РНИИ, в их числе был и Сергей Королев. 27 сентября 1938 года он был осужден на 10 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях строгого режима и отправлен на Колыму. В 1939 году, в интересах укрепления обороноспособности СССР, новое руководство НКВД решило организовать конструкторские бюро, в которых должны были трудиться заключенные специалисты. В одно из таких бюро в Омске — ЦКБ-29, возглавляемое заключенным А.Туполевым и был направлен С. Королев. В бюро № 29 Сергей Павлович принимал участие в создании и производстве фронтового бомбардировщика Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. В Казани аналогичное бюро лагерного типа при Казанском авиазаводе № 16 занималось ракетными ускорителями для бомбардировщика Пе-2 под руководством бывшего сотрудника НИИ-3 Глушко. Королев добился перевода в Казань, где стал его заместителем. Работая с Глушко С. П. Королёв, со свойственным ему энтузиазмом и полной отдачей поставленной цели, отдаётся идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины пробега самолета при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик самолетов во время воздушного боя. 27 июля 1944 года по указу Президиума Верховного Совета СССР Королев был досрочно освобожден со снятием судимости. В 1957 году Королев был полностью реабилитирован.

13 мая 1946 года вышло Постановление Совета Министров СССР, с грифом «совершенно секретно» за подписью И.В.Сталина об организации новой отрасли народного хозяйства — ракетной промышленности. В том же году близ станции Подлипки на территории завода № 88 появился НИИ-88. Ему отводилась роль основной базы научно-исследовательских, конструкторских и опытно-производственных работ по созданию баллистических ракет. Главным конструктором назначен Сергей Павлович Королев. Основной задачей, поставленной правительством перед С.П.Королёвым, как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2. Для этого Главный конструктор Королев был командирован в Германию для изучения немецкой техники. Именно там, в Германии, сформировался коллектив единомышленников — выдающихся специалистов, создавших впоследствии уникальные образцы ракетно-космической техники. Но уже в 1947 году выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта: до 3000 км. Это была не просто крупномасштабная работа. В создании первенца отечественной ракетной техники было отдано много целеустремленности и настойчивости трудового коллектива, благодаря которым в 1948 году С. П. Королёв начинает лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 успешно сдает её на вооружение.

Чем глубже Королев вникал в проблемы ракетной техники и осознавал ее значение для защиты нашей Родины, тем результативнее и энергичнее становилась его деятельность. Он создавал коллектив единомышленников-молодых перспективных людей, вводил их в активную работу по всему спектру задач. Именно коллектив, руководимый С.П.Королевым, создал ракетно-ядерный щит СССР, который стал мощным фактором обеспечения безопасности и сдерживания агрессивных планов по отношению к СССР. В 1953 году ракетная техника СССР достигла такого развития, что стало возможным говорить о создании искусственного спутника Земли (ИСЗ), и Королев стал всерьез задумываться об этом. 26 мая 1954 года Королев подготовил докладную записку в вышестоящие организации. В этой записке обосновывалась целесообразность организации научно-исследовательского отдела для проведения поисковых работ по ИСЗ. Были намечены задачи этого отдела, в числе которых состояли разработка эскизного проекта первого спутника и проблемы полета человека на Луну. 30 января 1956 года было решено создать в 1957-1958 гг. на базе отрабатываемой ракеты неориентированный спутник Земли. ИСЗ должен был весить 1000-1400 кг и из этого веса, 200-300 кг отводилось на научную аппаратуру.

4 октября 1957 года началась новая эра в истории земной цивилизации — эра космическая. С космодрома Байконур был запущен Первый искусственный спутник Земли. Спутник представлял собой шар диаметром 58 см и массой 83,6 кг. 5 октября 1957 года буквально весь мир был потрясен сенсационным «Сообщением ТАСС». Это сообщение было написано под диктовку Сергея Павловича, в котором говорилось: «успешным запуском первого созданного человеком ИСЗ вносится крупнейший вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Научный эксперимент, осуществляемый на такой большой высоте, имеет громадное значение для познания свойств космического пространства и изучения Земли как планеты нашей Солнечной системы. ИСЗ проложат дорогу к планетным путешествиям, и, по-видимому, нашим современникам суждено быть свидетелями того, как освобожденный труд людей нового, социалистического общества делает реальностью самые дерзновенные мечты человечества». Все мировые издания отдавали должное выдающемуся подвигу советских инженеров. Вот заголовки газет тех октябрьских дней: «Величайшая сенсация века», «Воплощается в жизнь заветная мечта человечества», «Окно во вселенную открыли Советы», «Запуск советского ИСЗ войдет в историю как великое достижение человека».

Этот успех только стимулировал Сергея Павловича и советских специалистов к преодолению новых рубежей в освоении бескрайнего космического пространства. 3 ноября 1957 года — еще одна победа советской науки и техники — запуск второго искусственного спутника Земли весом 508 кг, на борту которого впервые летело живое существо-собака Лайка. Через два года совершил первый полет корабль «Восток» с Белкой и Стрелкой — первый космический корабль с возвращением на Землю.

Одновременно шла разработка корабля для полета человека, и к подготовке и отбору космонавтов Королев имел самое непосредственное отношение. Вместе с главнокомандующим ВВС К.А. Вершининым Сергей Павлович ходатайствовал о создании учебно-тренировочной базы и постройке специального городка (будущего Звездного). Подготовку космонавтов он сразу же предложил рассматривать как непрерывный процесс, состоящий из нескольких частей: первоначального обучения, предполетной подготовки, космического полета и межполетной или допредполетной специализации. Подготовка слушателей-космонавтов первого учебного отряда ЦПК, начавшаяся 14 марта 1960 года состояла из разнообразных тренировок, экскурсий и теоретических занятий. Сергей Павлович вместе с руководителем летно-испытательной организации, где разрабатывалось оборудование и пульт управления «Востока», решили на базе созданного стенда сделать тренажер для адаптации первых космонавтов к космическому кораблю. В марте 1961 года группа первых космонавтов посетила космодром, где Королев познакомил их с процессом запуска и полета. Космонавты стали свидетелями того, как на борту очередного технологического корабля «Восток» отправилась в космос собака Звездочка.

По словам коллег Сергея Павловича, он уделял очень много внимания состоянию космонавтов, вникал во все проблемы и по-отечески их оберегал. 12 апреля 1961 года: «По самой подчеркнутой негромкости его голоса да по тяжелому, часто прерывающемуся дыханию можно было догадаться, что взволнован Главный не меньше, а, наверное, больше, чем любой другой из присутствующих. И только когда пошли последние команды «ключ на старт…есть ключ на старт…пуск!», когда сквозь многометровые бетонные своды бункера донесся могучий, вулканический гул двигателей ракеты-носителя, а в динамике раздался голос Гагарина: «Поехали!»- только тогда Королев «снял себя с тормозов» и в ответ на возглас Гагарина неожиданно громко закричал на всю пультовую: — Молодец! Настоящий русский богатырь!..», вспоминает тот великий день полета Первого человека в космос М.Л.Галлай.

Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека — Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите. Вслед за полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Н. Николаевым и П. Р. Поповичем, между которыми была установлена прямая радиосвязь. Через год — совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6». В октября 1964 года — в космосе экипаж из трёх человек различных специальностей: командир корабля, бортинженер и врач на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 г. во время полёта на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру. Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики Королев вел работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения.

Много замечательного было сделано Сергеем Павловичем. Вся его жизнь — неуклонимое движение к поставленной цели. Можно только удивляться многогранности его таланта, неиссякаемой творческой энергии и полету инженерной мысли. Он является первопроходцем многих направлений развития отечественной ракетной и космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы не скоропостижный уход из жизни 14 января 1966 года. Все космонавты, ученые, конструкторы, руководители партии и правительства стояли в почетном карауле у его гроба в Колонном зале Дома Союзов, отдавая дань уважения человеку, с именем которого связаны основополагающие достижения России в изучении и освоении космоса. Емкие и точные слова, сказанные Юрием Гагариным в день похорон Сергея Павловича Королева: « Велико наше горе в этот скорбный час, велика наша утрата. Но все советские специалисты, космонавты будут непреложно продолжать и развивать дело, которому отдал свою жизнь Сергей Павлович».

Великий русский инженер и организатор Сергей Павлович Королев прожил короткую, но яркую и беспрецедентно насыщенную событиями жизнь. Вместе со своей страной он прошел сквозь испытания и триумф. И оставил нам — потомкам — «Ключи от Космоса».

Источник: www.federalspace.ru


URL документа: http://www.ntsomz.ru/news/news_other/korolev_12_01_07
Copyright © НЦ ОМЗ