Research Center
for Earth Operative Monitoring

 

RUS | ENG

main page newsohter newsбудущее в космосе принадлежит роботам

Будущее в космосе принадлежит роботам. / February 1, 2006 /

Гибель шаттла «Челленджер» 20 лет назад нанесла тяжелый удар по пилотируемой космонавтике и одновременно явилась началом «золотого века» для космических роботов.

В минувшую субботу NASA почтило память погибших в 1986 году астронавтов. Спустя 20 лет после гибели шаттла контраст между пилотируемыми космическими миссиями и экспедициями автоматических космических аппаратов становится все более заметным, сообщает Physorg.

В прошлом году автоматическая космическая станция «Кассини» передала на Землю снимки Сатурна, а зонд «Гюйгенс» совершил посадку на Титан. Зонд Stardust собрал вещество кометы Wild и доставил на Землю капсулу с бесценным грузом. Два марсохода NASA — Spirit и Opportunity — исследуют Красную планету. Им помогают автоматические станции на орбите Марса. К Венере и Плутону отправлены космические экспедиции, а европейский космический аппарат «Розетта» готовится к свиданию с кометой Чурюмова-Герасименко в 2014 году.

Пока роботы и автоматические аппараты отважно исследуют космос, космонавты остаются на космических «задворках» из соображений безопасности. «После гибели „Челленджера“ мы поняли, насколько сложны космические технологии и насколько дерзки наши мечты об освоении космоса», — говорит доктор Роджер Лониус (Roger Launius), заведующий кафедрой истории космоса в Смитсонианском институте.

Будущее самого амбициозного пилотируемого проекта — Международной космической станции (МКС) — пока неясно. Производство шаттлов — транспортных челноков, от которых зависит ее работа, — переживает не лучшие времена. Предполагается, что МКС станет орбитальной заставой человечества и научной космической платформой. Ее строительство обойдется приблизительно в $100 млрд. Однако вполне может оказаться, что МКС так никогда и не достроят, а на борту ее не «поселят» никого, кроме членов основного экипажа.

Конструкция космических челноков, спроектированных 30 лет назад, имеет множество недостатков, стоивших гибели 14 астронавтам в 114 экспедициях. Шаттлы давно превратились в «королей ангаров», где армия инженеров тщательно изучает каждую их деталь, прежде чем вывезти корабль на стартовую площадку космодрома. «Первоначально рекламируемые как дешевые транспортные средства многоразового использования, шаттлы обходятся NASA в $145 млрд. или приблизительно в $1,3 млрд. на полет», — комментирует доктор Роджер Пилк (Roger Pielke), директор центра науки, технологии и исследований в университете Колорадо. Для сравнения, два марсохода стоили NASA приблизительно $900 млн. Рассчитанные на работу в течение только 90 дней, они вот уже 2 года пересылают снимки марсианской поверхности.

Проблемы, связанные с эксплуатацией шаттлов, настолько серьезны, что NASA собирается к 2010 году полностью отказаться от их использования, заменив на современную и более вместительную версию модуля Apollo с разгонным блоком предыдущих моделей шаттлов. После потери «Колумбии» в 2003 году в строю осталось только 3 космических челнока, а для завершения строительства МКС необходимо сделать еще 18 вылетов. Если шаттлы перестанут регулярно доставлять грузы на МКС, NASA будет вынуждено приостановить, а, возможно, и прекратить установку научных модулей на МКС, произведенных в Европе и Японии, общей стоимостью свыше $1.3 млрд.

Помимо строительства МКС, еще одно важное событие в пилотируемой космонавтике — запуск китайского корабля «Шэньчжоу-5» в 2003 году. Таким образом, Китай стал третьей державой, отправившей человека в космос.

Однако все эти проекты никак не могут считаться инновационными и требуют вложения огромных средств. Китайский проект «Шэньчжоу» — обновленная версия советского «Союза» — скорее шаг назад на 40 лет.

Научные результаты, полученные в ходе проведения пилотируемых миссий, не сопоставимы с затратами и риском. Европейское космическое агентство (ESA), к примеру, выделяет только одну восьмую своего бюджета на пилотируемую космонавтику и не собирается строить пилотируемый корабль, предпочитая пользоваться услугами российских или американских. Львиная доля бюджета ESA уходит на создание и эксплуатацию пусковых установок, ракет-носителей, научных спутников или космических зондов, приносящих хорошую прибыль. Так же действует и Япония.

В настоящее время NASA пытается восстановить утраченную репутацию в этой области освоения космоса и активно продвигает проекты пилотируемых полетов. Ведутся переговоры с иностранными партнерами по созданию базы на Луне к 2018 году и по проекту высадки людей на Марс. Однако из-за растущих проблем в работе над проектом МКС будущее этих миссий также пока остается неопределенным.

«Экспедиция к Луне, конечно, представляет для нас большой интерес, но для Европы путешествие на Марс более привлекательно с научной точки зрения», — комментирует г-н Жан-Жак Фавье, геолог и бывший астронавт, заведующий стратегическим отделом в Национальном центре космических исследований Франции (CNES).

Но даже в этом случае успех марсианской пилотируемой миссии в основном будет зависеть от высокоскоростных ракет, позволяющих уменьшить время перелета, и от роботов, которые будут помогать человеку проводить научные исследования.

Источник: CNews.ru

Print version

    the other articles: 2011 год объявлен годом российской космонавтики, На Байконуре первую женщину-космонавта Кореи провожала Валентина Терешкова, Японцы разработали сверхбыстрый генератор случайных чисел, Астроном предлагает изменить определение астрономической единицы, Авиация РФ снабжена маяками ГЛОНАСС,
    all articles

© Official Site of Research Center for Earth Operative Monitoring (NTS OMZ). Where any materials on this site are republished or copied, the source of the material must be identified.

127490, Moscow, Decabristov st., b.51, h.25
Tel.: +7 (495) 925-0419, +7 (495) 229-4389, Fax: +7 (495) 509-1200
E-mail: ntsomz@ntsomz.ru

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Система Orphus