НЦ ОМЗ :: NewsSpace News :: Версия для печати

Полет к Венере: новые подробности

На 25 октября 2005 г. назначен запуск космического корабля Venus Express, принадлежащий Европейскому космическому агентству, с космодрома Байконур курсом на ближайшего соседа по Солнечной системе — Венеру. Это будет первой европейской миссией на Венеру, ближайшую планету к Земле и самому яркому объекту в ночном небе после Луны.

У Земли и Венеры схожие характеристики по возрасту, массе, диаметру. Однако у Венеры абсолютно иной климат, плотная едкая атмосфера с парниковым эффектом, высоким давлением и высокими поверхностными температурами. Venus Express должен найти ответ на вопрос, почему на планете такие условия.

Профессор из Оксфордского университета и член проекта Venus Express Фрэд Тейлор (Fred Taylor) объясняет проявленный интерес к Венере тем, что американцами и россиянами было проведено несколько миссий на планету, однако окружающие условия затрудняли научные исследования. Venus Express оснащен оборудованием для изучения плотных облаков, окружающих планету, взятия точных проб с Венеры и выяснения причин отличия планеты от Земли.

По словам профессора Кейта Мейсона (Keith Mason) из Совета по физике элементарных частиц и астрономических исследований (Particle Physics and Astronomy Research Council), атмосфера на Земле становится более загрязненной и нагретой. Изучая Венеру, можно глубже понять процессы, происходящие с земным климатом. Научные данные, которые придут в следующем году, должны значительно повлиять на образ взаимодействия людей с окружающей средой Земли, тем самым показывая, каким образом исследование солнечной системы влияет на нашу повседневную жизнь.

Venus Express унаследовал успешные достижения Европейского космического агентства по реализации миссий Mars Express и Rosetta. Наработки позволили проектной группе создать космический аппарат в сжатые сроки (менее чем за 4 года) и уложиться в бюджет в размере 140 млн. евро (200 млн. дол.).

Британские ученые и бизнесмены приняли активное участие в реализации миссии, наряду с научной группой из Оксфордского университета. Как лаборатория Mullard Space Science Laboratory при Лондонском Юниверсити-Колледже, так и лаборатория Резерфорда внесли вклад в создание и разработку анализатора плазмы (plasma analyzer) ASPERA-4, с помощью которого будет изучаться взаимодействие солнечного ветра с атмосферой. Атмосферное давление на Венере почти в сто раз превышает земное. Впервые ASPERA-4 будет подробно изучать escape process и выскальзывающий ритм на Венере, поставляя сравнительную информацию в сопоставлении с Марсом, который также немагнитен.

Ученые из Imperial College и Шеффилдского университета были задействованы в разработке и создании магнитометра, с помощью которого будет изучаться взаимодействие солнечного ветра с атмосферой Венеры, создавая на немагнитной Венере индуцированное магнитное поле. С помощью других инструментов будут изучаться и такие возможные явления как вулканизм.

В состав инструментов также входят наблюдательная камера Venus Monitoring Camera (для формирования палитры поверхностных температур), Venus Radio Science experiment, SPICAM (спектрометр инфракрасного и ультрафиолетового излучения), VIRTIS — visible-IR imaging спектрометр и Planetary Fourier Spectrometer для проведения глобальных трехмерных измерений атмосферной температуры и состава в поисках вулканической активности.

Основными поставщиками и ответственными за ключевые компоненты космического аппарата явились компании EADS Astrium Ltd и SciSys.

В апреле 2006 г., после 5-ти месячного полета к Венере, до которой придется лететь более 41 млн. км, аппарат начнет научные работы и будет находиться на орбите планеты в течение 500 дней (2 венерианских суток).

Вес космического аппарата составляет 1270 кг (93 кг полезной нагрузки, 570 кг топлива). Размеры корабля составляют 1,5 х 1,8 х 1,4 м (не считая солнечных панелей, которые добавляют более 8 м).

Каждый девятый месяц Венера наиболее близко приближается к Земле. Запуск Venus Express решено было произвести в один из таких периодов — с 26 октября по 25 ноября 2005 г. с помощью ракетоносителя «Союз-Фрегат» с космодрома Байконур. Ракета «Союз» выведет «Фрегат» с закрепленным на ней Venus Express на суб-орбитальную траекторию, а затем «Фрегат» придаст аппарату межпланетную траекторию, которая приведет его к Венере.

После 162 дней полета Venus Express попадет на полярную эллиптическую орбиту Венеры, расположенной на расстоянии в пределах 250 — 66000 км. Миссия будет длиться в течение двух звездных дней Венеры (около 500 земных дней), с возможным продлением еще на 500 дней.

Источник: CNews.ru


URL документа: http://www.ntsomz.ru/news/news_cosmos/ven_21_10_05
Copyright © НЦ ОМЗ