НЦ ОМЗ :: NewsSpace News :: Версия для печати

25 лет полету космического корабля «Союз Т-3»

25 лет назад (1980) в СССР осуществлен запуск космического корабля «Союз Т-3», пилотируемого экипажем в составе командира корабля летчика-космонавта СССР Л.Д. Кизима и летчиков-космонавтов СССР Г.М.Стрекалова и О.Г.Макарова (первый полет космических кораблей серии «Союз «Т» в трехместном варианте).

«Союз Т-3»: В полете бригада ремонтников
В соответствии с планом летно-конструкторских испытаний корабля «Союз-Т» второй пилотируемый испытательный полет на «Союзе Т-3» (11Ф732 №8Л) планировался на IV квартал 1980 г. Программа испытаний предусматривала стыковку со станцией «Салют-6».

Для этого полета в октябре 1979 г. были сформированы два экипажа: В.Г.Лазарев — Г.М.Стрекалов; Ю.Ф. Исаулов — Н.Н.Рукавишников. Немногим позже было решено одновременно с испытаниями корабля провести медицинские исследования и эксперименты. С этой целью в декабре 1979 г. в экипажи были включены космонавты-исследователи ИМБП В.В.Поляков и М.Г.Потапов. В этом составе экипажи готовились до конца мая 1980 г.

В связи с тем, что испытания беспилотного корабля «Союз Т» и пилотируемого «Союза Т-2» были полностью успешными, а также из-за возникшей необходимости ремонта системы терморегулирования станции «Салют-6», полет корабля «Союз Т-3» с медицинской программой было решено отложить, а вместо этого послать на станцию экипаж «ремонтников».

С июня 1980 г. для полета на «Союзе Т-3» в качестве основного «ремонтного» экипажа стали готовиться Л.Д. Кизим и О.Г.Макаров, только что отдублировавшие Ю.В.Малышева и В.В.Аксенова, а также К.П.Феоктистов — проектант станции «Салют-6».

Бывший первый экипаж В.Г.Лазарев — Г.М.Стрекалов — В.В.Поляков стал дублирующим. В третий экипаж Ю.Ф. Исаулова вместо Н.Н.Рукавишникова был включен В.В.Лебедев. Этот экипаж начал готовиться в качестве резервного для «ремонтного» полета и основного для 5-й длительной экспедиции на «Салют-6».

Однако на этом «пертурбации» с эки¬пажами корабля «Союз Т-3» не закончились. За два месяца до намеченного старта у К.П.Феоктистова обнаружили язву, и после операции в экипаж он не вернулся. В октябре 1980 г. его заменил Г.М.Стрекалов из дублирующего экипажа, а на место Стрекалова в дублирующий экипаж был поставлен В.П.Савиных, который уже готовился в группе длительных полетов с В.В.Коваленком.

Таким образом, до финиша подготовки экипажи добрались в следующих составах: первый — Кизим-Макаров-Стрекалов; второй — Лазарев-Савиных-Поляков.

27 ноября с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз Т-3», пилотируемый командиром Леонидом Кизимом, бортинженером Олегом Макаровым и космонавтом-исследователем Геннадием Стрекаловым. На следующий день в 18:54 корабль успешно состыковался со станцией «Салют-6». Весь процесс сближения и стыковки происходил в автоматическом режиме, вмешательство экипажа не потребовалось. Комплекс «Салют-6»-«Союз Т-3»-«Прогресс-11» начал работать в пилотируемом режиме. Сразу же экипаж запустил несколько научных экспериментов (установки «Сплав» и «Кристалл», эксперимент с выращиванием растения арабидопсис, эксперименты «Голограмма» и «Амплитуда») и приступил к серьезному обследованию систем и агрегатов станции.

С 4 декабря начались ремонтные работы. Экипаж вскрыл электронный блок в системе телеметрических измерений, заменил несколько элементов, собрал его и испытал. Теперь блок функционировал нормально. 5 декабря О.Г.Макаров и Г.М.Стрекалов отремонтировали систему управления бортовым комплексом станции, заменив неисправный блок коммутации электропитания. В этот же день подключили новый комплект оборудования программно-временного устройства.

6 декабря экипаж заменил преобразователь электропитания компрессоров системы дозаправки объединенной двигательной установки станции и приступил к основной задаче — ремонту системы терморегулирования. Эта система включает в себя огромное количество трубопроводов, вентиляторов, радиаторов, насосов. Сердце системы — блок гидронасосов — превысил свой ресурс более чем вдвое. Еще Валерий Рюмин и Леонид Попов обнаружили ненормальные шумы при его работе. В любой момент блок мог отказать — и тогда станция могла бы замерзнуть или перегреться… Было принято решение «врезать» в контур терморегулирования новый гидроблок с четырьмя насосами. Экипаж «Маяков» тщательно отработал технологию ремонта на Земле. Еще 1 декабря космонавты вскрыли облицовочную панель в районе старого гидроблока. Макаров обычной ножовкой отпилил часть металлической рамы, чтобы получить доступ к трубопроводу. Опилки пришлось собирать бортовым пылесосом. Затем, 6 декабря под руководством Кизима, читавшего вслух инструкцию, Макаров укрыл трубопровод в нужном месте прозрачным полиэтиленовым покрывалом с молнией и нарукавниками, чтобы антифриз не попал в атмосферу станции, засунул туда руки и, действуя гаечным ключом 36x32, разъединил трубопровод. Стрекалов ему помогал, подавая нужные инструменты. После этого Макаров присоединил к трубам гибкие шланги нового гидроблока. Вылившийся антифриз был собран салфетками.

Таким образом, впервые в условиях невесомости была произведена разгерметизация гидросистемы и без слива рабочего тела в контур врезан новый агрегат. Проверка системы терморегулирования, проведенная 7 декабря, показала ее нормальное функционирование. 8 декабря все ремонтные работы на борту «Салюта» были завершены и экипаж приступил к консервации станции. Во второй половине дня с помощью двигателей «Прогресса-11» космонавты подняли орбиту станции. 9 декабря они завершили работы с «грузовиком» и в 13:23 провели его отстыковку от комплекса.

10 декабря «Маяки» успешно возвратились на Землю. Их полет завершил испытания нового транспортного корабля «Союз Т» и продлил ресурс станции «Салют-6», что позволило провести еще одну длительную экспедицию.

Справочный материал
КИЗИМ Леонид Денисович
Кизим Леонид Денисович. Начальник Военной инженерно-космической академии имени А.Ф.Можайского. Летчик-космонавт СССР. Родился 5 августа 1941 года в Красном Лимане Донецкой области. Окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков (1963), Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина, Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР (1989). С 1963 года служил в ВВС, с 1965 года — в отряде космонавтов. Совершил космические полеты в ноябре -декабре 1980 года (корабль «Союз Т-3» и орбитальная станция «Салют-6»), феврале — октябре 1984 года (корабли «Союз Т-10, Т-11», орбитальная станция «Салют-7»), марте -июле 1986 года (корабль «Союз Т-15», орбитальная станция «Салют-7», орбитальный комплекс «Мир»). С 1992 года — заместитель командующего Военно-космическими силами Министерства обороны РФ. Председатель Северо-Западного регионального отделения Федерации космонавтики России. Кандидат военных наук. Академик Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы. Генерал-полковник. Дважды Герой Советского Союза (1980, 1984). Награжден орденами Ленина (трижды). Дружбы. Женат, имеет дочь и сына.

Космонавт России. Родился 6 января 1933 года в селе Удомля Удомельского района Калининской (ныне — Тверской) области в семье военнослужащего. В 1951 году поступил, а в 1957 году окончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э.Баумана. По распределению был направлен на работу в ОКБ-1 (КБ Королева). Участвовал в разработке пилотируемых космических кораблей. В 1966 году был зачислен в отряд советских космонавтов (1966 Группа гражданских специалистов № 5). Прошел полный курс общекосмической подготовки и подготовки к полетам на кораблях типа «Союз». Проходил подготовку в составе одного из экипажей к полету на Луну. После закрытия лунной программы, продолжил подготовку к полетам на кораблях типа «Союз». Свой первый полет в космос совершил с 27 по 29 сентября 1973 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз-12» (совместно с Василием Григорьевичем ЛАЗАРЕВЫМ). Продолжительность пребывания в космосе составила 1 день 23 часа 15 минут 32 секунды. В дальнейшем продолжил подготовку к новым полетам на борту космических кораблей типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют» (ДОС). Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля «Союз-17» (совместно с Василием Григорьевичем ЛАЗАРЕВЫМ) при старте 11 января 1975 года. Второй раз стартовал в космос 5 апреля 1975 года вместе с Василием Григорьевичем ЛАЗАРЕВЫМ в качестве бортинженера космического корабля «Союз- 18/1». На участке выведения произошла авария третьей ступени ракеты-носителя. Спускаемый аппарат корабля был отделен и совершил суборбитальный космический полет. Посадка произошла в труднодоступных районах Алтая и благодаря лишь счастливой случайности не произошло трагедии. Продолжительность полета составила 21 минуту 27 секунд. Свой третий полет в космос начал 10 января 1978 года вместе с Владимиром Александровичем ДЖАНИБЕКОВЫМ в качестве бортинженера космического корабля «Союз-27». В течение 4 суток работал на борту орбитального комплекса «Салю-6» — «Союз-26» (экипаж Юрий Викторович РОМАНЕНКО и Георгий Михайлович ГРЕЧКО) – «Союз-27». Впервые в мире на борту орбитальной станции одновременно работали экипажи двух космических кораблей. Возвратился на Землю 16 января 1978 года на борту космического корабля «Союз-26». Продолжительность пребывания в космосе составила 5 дней 22 часа 58 минут 58 секунд. Проходил подготовку к полетам на космических кораблях типа «Союз Т». Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля «Союз Т-2» (совместно с Леонидом Денисовичем КИЗИМОМ) при старте 5 июня 1980 года. Четвертый полет в космос совершил с 27 ноября по 10 декабря 1980 года вместе с Леонидом Денисовичем КИЗИМОМ и Геннадием Михайловичем СТРЕКАЛОВЫМ в качестве бортинженера космического корабля «Союз Т-3». В ходе полета были проведены ремонтно-восстановительные работы на борту орбитальной станции «Салют-6». Продолжительность пребывания в космосе составила 12 дней 19 часов 7 минут 42 секунды. За 4 рейса в космос налетал 20 дней 17 часов 43 минуты 39 секунд. Находился в отряде космонавтов до 1987 года, продолжая работу в НПО «Энергия» (ныне — РКК «Энергия»). Являлся председателем Международной ассоциации участников космических полетов (АУКП).

Кандидат технических наук (1980 г.).
Дважды Герой Советского Союза (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1973 года и 16 марта 1978 года). Награждён 4 орденами Ленина, медалями. Награжден эфиопским орденом «Голубой Нил». Почетный гражданин городов Якутск (Россия), Ровно (Украина), Джезказган (Казахстан).

МАКАРОВ Олег Григорьевич
Космонавт отряда РКК «Энергия», 65-й космонавт мира, 27-й космонавт СССР (России).
Макаров Олег Григорьевич — бортинженер космических кораблей: «Союз-12», «Союз-18-1», «Союз-27» и орбитального научно-исследовательского комплекса «Салют-6»-«Союз-26»-«Союз-27», «Союз Т-3» и орбитального научно-исследовательского комплекса «Салют-6»-«Союз Т-3»-«Прогресс-11», летчик-космонавт СССР.

Родился 6 января 1933 года в селе Удомля (ныне город Тверской области) в семье военнослужащего. Русский. Член КПСС с 1961 года. В 1957 году окончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана, работал в легендарном «Конструкторском бюро Королёва» — ОКБ-1, участвуя в разработке первых пилотируемых космических кораблей.

С 1966 года — в Отряде космонавтов, где прошёл полный курс общекосмической подготовки, подготовки к полётам на космических кораблях типа «Союз», а также для полёта на Луну.

Совершил четыре космических полёта, один из которых — суборбитальный (т.е. полёт КК по баллистической траектории без выхода на орбиту искусственного спутника Земли).

Первый — 27-29 сентября 1973 года в качестве бортинженера на космическом корабле (КК) «Союз-12» (командир КК — Лазарев Василий Григорьевич). Во время полёта была выполнена программа научно-технических исследований и испытаний систем корабля и скафандров, как элементов системы индивидуальных средств защиты космонавтов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1973 года «за успешное выполнение заданий и проявленные при этом мужество и героизм» Макарову Олегу Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10738).

5 апреля 1975 года лётчики-космонавты СССР полковник В.Г. Лазарев (командир) и О.Г. Макаров (бортинженер) стартовали на КК «Союз-18/1», но на участке выведения на орбиту произошла авария 3-й ступени ракеты-носителя. Отделившийся спускаемый аппарат совершил суборбитальный полёт, приземлившись в труднодоступном районе Алтая…

Третий полёт совершил 10-16 января 1978 года на КК «Союз-27» (командир — Джанибеков Владимир Александрович) и орбитальном научно-исследовательском комплексе «Салют-6»-«Союз-26»-«Союз-27», в ходе которого впервые в мировой практике на борту орбитальной станции одновременно работали экипажи двух космических кораблей. Полностью выполнив программу полёта, космонавты Джанибеков В.А. и Макаров О.Г. возвратились на Землю на КК «Союз-26».

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1978 года Олег Григорьевич Макаров награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Четвёртый полёт совершил 27 ноября — 10 декабря 1980 года на корабле «Союз Т-3» (командир КК — Кизим Леонид Денисович, космонавт-исследователь — Стрекалов Геннадий Михайлович) и орбитальном научно-исследовательском комплексе «Салют-6»-«Союз Т-3»-«Прогресс-11». Это был первый полёт КК серии «Союз Т» в трёхместном варианте.

После завершения полётов в космос, оставаясь в Отряде космонавтов до 1987 года, О.Г. Макаров продолжил работу в конструкторском бюро, участвовал в программах орбитальных комплексов «Мир», «Энергия-Буран», внёс весомый вклад в проектирование и развитие наземных комплексов управления. В 1980 году он защитил диссертацию, получил звание профессора. Занимался преподавательской деятельностью, передавая новому поколению инженерных и научных кадров приобретённый опыт проектирования и испытаний космической техники. Являлся председателем Советского комитета Международной ассоциации участников космических полётов. Творческий подход к делу, инициатива, высокая личная ответственность, неординарное мышление, чуткость и внимательность к людям снискали О.Г. Макарову заслуженный авторитет и уважение.

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Макарова О.Г. установлен на его родине — в городе Удомля. Почётный гражданин городов: Джезказган (Казахстан), Ровно (Украина), Якутска (Россия).

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: член Советского комитета защиты мира. Фев. 1981 г. — делегат XXVI съезда КПСС.

ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ: дважды Герой Советского Союза (1973 г., 1978 г.). Летчик-космонавт СССР (1973 г.).

КЛАССНОСТЬ: 29 нояб. 1973 г. — космонавт 3-го класса. 2 янв. 1976 г. — космонавт 2-го класса. 28 апр. 1979 г. — космонавт 1-го класса.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ: две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (2 окт. 1973 г., 16 мар. 1978 г.), четыре ордена Ленина, медали и эфиопский орден «Голубой Нил».

НАГРАДЫ НАУЧНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: медаль Ю.А.Гагарина ФК СССР (10 апр. 1978 г.), медаль D`Honneur и диплом «За большой вклад прогресс…» (Франция, 8 июн. 1978 г.).

ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДОВ: Джезказган, Ровно, Якутск.
СЕМЬЯ:
Отец — Макаров Григорий Васильевич, 1907-1984, кадровый военный, полковник.
Мать — Макарова (Зверева) Ольга Степановна, 1909-1986, домохозяйка.
Сестра — Бундзен (Макарова) Нинель Григорьевна, 1937 г.р., врач.
Жена — Макарова (Солдатова) Валентина Ивановна, 1939 г.р., старший инженер в/ч 67110, на пенсии.
Сын — Макаров Леонид Олегович, 1961 г.р., бывший военнослужащий, предприниматель.
Сын — Макаров Константин Олегович, 1974 г.р., социолог.
ДАТА И МЕСТО СМЕРТИ: 28 мая 2003 г.; г. Москва.
ПРИЧИНА СМЕРТИ: Инфаркт.
МЕСТО ЗАХОРОНЕНИЯ: г. Москва, Останкинское кладбище
СТРЕКАЛОВ Геннадий Михайлович
Стрекалов Геннадий Михайлович — космонавт-исследователь космического корабля

(КК) «Союз Т-3» и орбитальной станции (ОС) «Салют-6»; бортинженер КК «Союзе Т-11» и орбитального научно-исследовательского комплекса ОС «Салют-7» — КК «Союз Т-10», летчик-космонавт СССР № 49, совершивший 5 космических полётов.

Родился 28 октября 1940 года в городе Мытищи Московской области в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1972 года. Окончив в 1957 году 10 классов, поступил на работу в научно-производственное объединение «Энергия» учеником медника. Через три месяца ему был присвоен 4-й разряд. Принимал участие в работах по изготовлению Первого искусственного спутника Земли. В 1965 году окончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана.

С марта 1973 года Г.М. Стрекалов в отряде космонавтов. В том же году он освоил пилотирование самолёта Л-29 и совершил 7 прыжков с парашютом.

1-й космический полёт совершил с 27 ноября по 10 декабря 1980 года совместно с Кизимом Л.Д. и Макаровым О.Г. в качестве космонавта-исследователя на КК «Союз Т-3». В полёте проводились испытания бортовых систем и элементов конструкции усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-3» в различных режимах автономного полёта и в составе орбитального комплекса «Салют-6»- «Прогресс-11».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1980 года за осуществление этого полета и проявленные мужество и героизм Стрекалову Геннадию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11449).

2-й космический полёт совершил с 20 по 22 апреля 1983 года в качестве бортинженера КК «Союз Т-8» совместно с командиром корабля Титовым В.Г. и космонавтом-исследователем Серебровым А.А. Программа полёта предусматривала выполнение исследований и экспериментов на борту пилотируемого орбитального комплекса «Салют-7» — «Космос-1114» — «Союз Т-8», но из-за отклонения от предусмотренных режимов сближения Центр управления полётом принял решение стыковку КК «Союз Т-8» с орбитальным космическим комплексом отменить.

С июля по сентябрь 1983 года Г.М. Стрекалов совместно с В.Г. Титовым прошёл курс подготовки по программе основного экипажа космической экспедиции на ОС «Салют-7». Но космическому полёту не суждено было осуществиться, так как 26 сентября 1983 года, за несколько секунд до старта загорелась ракета-носитель. Космонавты успели катапультироваться по команде из бункера управления, и были эвакуированы с помощью системы аварийного спасения. После периода реадаптации и отдыха Г.М. Стрекалов вернулся на работу в НПО «Энергия».

3-й космический полёт он совершил с 3 по 11 апреля 1984 года в качестве бортинженера международного экипажа совместно с командиром экипажа Малышевым Ю.В. и космонавтом-исследователем гражданином Республики Индии Ракешем Шармой на КК «Союз Т-11» и орбитальном научно-исследовательском комплексе ОС «Салют-7» — КК «Союз Т-10».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 апреля 1984 года за успешное выполнение советско-индийского полёта и проявленные мужество и героизм Стрекалов Геннадий Михайлович награждён второй медалью «Золотая Звезда».

4-й космический полёт Г.М. Стрекалов совершил с 1 августа по 10 декабря 1990 года в качестве бортинженера КК «Союз ТМ-10» и орбитального комплекса «Мир» совместно с Г.М. Манаковым. В ходе этого полета, 30 октября 1990 года Г.М. Стрекалов осуществил выход в открытый космос продолжительностью 2 часа 45 минут для уточнения объёма необходимых работ по ремонту выходного люка модуля «Квант-2».

5-й космический полёт с 14 марта по 7 июля 1995 года — в качестве бортинженера на орбитальном комплексе «Союз ТМ-21» — «Мир» — «Атлантис» вместе с командиром экипажа В.Н. Дежуровым и космонавтом-исследователем гражданином США Норманом Тагартом. В ходе полёта, за период с 12 мая по 1 июня Г.М. Стрекалов совершил пять выходов в открытый космос.

Инструктор-испытатель, космонавт 1-го класса отряда космонавтов ГКБ РКК «Энергия», заслуженный мастер спорта СССР, кандидат технических наук Г.М. Стрекалов, помимо научной, вел и активную общественную деятельность, являясь с 1991 года Председателем Российского Комитета защиты мира.

Умер 25 декабря 2004 года. Похоронен на Останкинском кладбище Москвы.
Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями, индийским орденом «Ашота Чакра» 1-й степени.

Источник: http://www.federalspace.ru


URL документа: http://www.ntsomz.ru/news/news_cosmos/souyz_29_11_05
Copyright © НЦ ОМЗ