main page newsohter newsкосмическому телескопу hubble исполнилось 15 лет

Космическому телескопу Hubble исполнилось 15 лет. / April 27, 2005 /

«Шаттл» Discovery, который сейчас стоит на стартовой площадке и готовится к первому после долгого перерыва полету, 15 лет назад участвовал в другой исторической миссии. 25 апреля 1990 г. именно «шаттл» Discovery доставил на околоземную орбиту космический телескоп Hubble. В разработке этого телескопа принимали участие специалисты не только из NASA, но и из Европейского космического агентства (в соответствии с объемом своего вклада в общий проект европейцы получили 15% времени работы телескопа). Руководит научной программой работ на телескопе Hubble специально созданный институт Space Telescope Science Institute.

За прошедшие годы «шаттлы» летали к телескопу Hubble четыре раза, чтобы провести ремонт и модернизацию оборудования. В предпоследний раз (в 1999 г.) к нему летал тот же «шаттл» Discovery, который вывел его в космос, и тогда на нем заменили гироскопы, бортовой компьютер, записывающее устройство, датчик системы наведения, антенны. В последний раз (в марте 2002 г.) на нем поменяли солнечные панели, систему управления, гироскопный модуль и другое оборудование. Тогда к телескопу Hubble летал тот самый «шаттл» Columbia, который погиб 1 февраля 2003 г. На 2004 г. была запланирована еще одна последняя миссия по модернизации телескопа, а в 2010 году к нему планировалось отправить «шаттл», который свел бы Hubble с орбиты. Однако все эти планы были отменены после катастрофы «шаттла» Columbia.

Сейчас судьба телескопа Hubble висит на волоске. Прежний директор NASA Шон О’Киф решил бросить Hubble на произвол судьбы, мотивируя тем, что экспедиция по его модернизации слишком опасна для астронавтов. Новый недавно назначенный глава NASA Майкл Гриффин имеет по поводу опасности этой миссии другое мнение, но, как он сказал, обсуждение этого вопроса начнется только после успешного возобновления полетов «шаттлов».

Остается только пожелать успеха и предстоящей миссии «шаттла» Discovery и самому телескопу Hubble, ведь он, в конце концов, открыл новую эру в астрономии и заслуг у него немало. За время своей 15-летней деятельности телескоп сделал более 750 тысяч фотографий космических объектов, он помог астрономам определить более точный возраст Вселенной, с его помощью удалось подтвердить существование во Вселенной так называемой темной энергии. Именно Hubble обнаружил небольшие протогалактики, которые образовались, когда Вселенной было менее миллиарда лет от роду. Кроме того, с помощью телескопа Hubble было доказано существование сверхмассивных черных дыр. Он же сфотографировал комету, которая врезается в Юпитер. В общем, заслуг у него перед астрономией более чем достаточно, так что он вполне достоин того, чтобы люди добавили ему еще несколько лет активной жизни.

текст: Е. Волынкина