main page newsohter newsв созвездии рыбы найден новый класс черных дыр

В созвездии Рыбы найден новый класс черных дыр. / March 24, 2005 /

Черную дыру, относящуюся к новому классу, обнаружили астрономы, работающие с рентгеновским телескопом Chandra. Они зафиксировали исходящие от нее вспышки рентгеновского излучения, длительность и периодичность которых позволили установить примерную массу черной дыры, ориентировочно составляющую 10 тысяч солнечных.

Это позволяет отнести открытый объект к типу так называемых черных дыр с умеренной массой. До этого были известны звездоподобные черные дыры, примерно в 10 раз превосходившие Солнце по массе, и находящиеся в центрах большинства галактик сверхмассивные черные дыры с массами в миллиарды солнечных.

Исследованная черная дыра находится в галактике M74, расположенной в созвездии Рыбы на расстоянии 32 миллионов световых лет от Земли. Астрономы выяснили, что периодичность рентгеновского излучения объекта составляет около двух часов, что позволяет его также отнести к классу ультрасветовых рентгеновских источников, поскольку его мощность примерно в 10-1000 раз выше, чем у нейтронных звезд и звездоподобных черных дыр.

Ученые предполагают, что зафиксированные квазипериодические колебания излучения связаны с изменениями в диске горячего газа, окружающего черную дыру. В результате многочисленных исследований была установлена взаимосвязь между длительностью этих колебаний и массой черной дыры. В данном случае было доказано, что масса объекта составляет около 10 тысяч солнечных.

Астрономы предлагают две версии возникновения подобных объектов. По одной из них черные дыры со средней массой образуются в результате слияния десятков и даже сотен черных дыр в центре плотного звездного скопления. По другой теории — это остатки ядра небольшой галактики, которую постепенно поглощает более крупная галактика.

Источник: Lenta.Ru